Советы начинающему мотоциклисту. Раздел для новичков.

Лучший совет начинающему мотоциклисту: не начинайте :)
Автомобилизды
Опасное это дело-выходить за порог: стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам, неизвестно куда тебя занесет.
Бильбо Бэггинс.



еще по теме:
50 советов новичку
сленг и технический ликбез
бренды мото'производителей, включая экипировку и запчасти
Кто на новенького !, поздороваться с сообществом.
литература по вождению


ПрологПока нет мотоцикла, не поймете: ваше это или нет. Юный опыт владения мопедом / «Восходом» в деревне хороший опыт, но нужно вспоминать навыки. Тенденции к омоложению, остроте зрения и ускорению реакции с возрастом не наблюдается. Поэтому вариантов познать два колеса мало: прокатиться пассажиром или взять у друга «дай попробовать вдоль забора», особенно без дополнительных условий типа «Упал — купил». Однако самым лучшим способом определиться или вспомнить навыки является мотошкола.
Поскольку этот этап является обязательным во всех случаях, перейдем сразу к делу.МотошколаМотошколу игнорировать нельзя: она прививает базовые навыки под присмотром опытных людей. Что бы ни говорили «форумные байкеры», нет ничего полезнее дельного совета в трудный момент и в нужное время, пока ваша постоянно повторяющаяся ошибка в вождении не стала опасной привычкой.
Мотошкола, как правило, использует наиболее легкие и простые в управлении мотоциклы, что правильно.
Мотошкола — это учеба на чужих мотоциклах, падать — так не со своего, с практической точки зрения.
Утверждение, что «мотошкола учит только сдавать на права» в корне не верно. Вы в любом случае не сдадите экзамен по вождению, если не научились водить мотоцикл. Не беспокойтесь, вас научат. А если все-таки не научили, см. п.1, это не ваше. Но кто-то упрямый все равно вопреки очевидной реальности купит литровый чоппер, от полного незнания разобьет его и себя и станет заметкой в новостях.Водительское удостоверениеВодительское удостоверение, помимо признания ваших успехов, дает вам специальное право гражданина — управлять транспортным средством. Не садитесь за руль мотоцикла, не имея этого права. Так делают только мотогопники.
Помимо специального права управлять механизмом, человек вместе с удостоверением получает обязанность: соблюдать правила управления механизмом и нести ответственность за действия. Т.е. признает, что учился и знает, чем всё это грозит.
Садясь за руль мотоцикла без права на это и — соответственно — демонстративно отказываясь нести ответственность за дальнейшие происшествия, свежеиспеченный мотогопник становится на ступеньку ниже приматов. Поскольку приматы хотя бы не пытаются водить мотоцикл без специального обучения.
Выбор мотоциклаДля первых одного-двух сезонов мотоцикл рекомендуется легкий, недорогой, маневренный, малокубатурный. Также приветствуется иметь средства продления его трудной жизни в виде слайдеров и средства защиты ваших ног при падениях в виде дуг.
Легкий — проще контролировать на малых скоростях, проще учиться равновесию, учиться маневрировать, меньше веса на ногу при падении.
Недорогой, простой — меньше цена ошибки при эксплуатации и падениях, меньше обвеса, аксессуаров, «рюшечек», которые придется менять, меньше сложностей и технических наворотов для получения навыков самостоятельного обслуживания.
Малокубатурный — меньше риска при ошибках управления газом и сцеплением, меньше азарта «открутить», меньше габариты мотоцикла, меньше возможностей и желания возить пассажиров при небольшом опыте.Экипировка
Мотошлем:
закрывающий нижнюю челюсть, интеграл или модуляр. Меньше риска повредить лицо. Не экономьте на стоимости шлема, выбирайте известные бренды, зарекомендовавшие себя в спорте и гражданских продажах. Шлемы продвинутых марок имеют массу плюсов, включая безопасность: комфорт по уходу, распространенные сменные визоры и т.п.
Пошлемник
— для уменьшения частоты стирки внутренностей шлема.
Пинлок
— средство от запотевания шлема в дождь.
Мотоперчатки:
с пластиковой / кевларовой защитой косточек кулака и обязательно — ладони, на которую инстинктивно опирается падающий мотоциклист. Желательно две пары, одна для дождя, специальная.
Мотоботинки:
высокие, с защитой от ветра и воды, без шнурков, чтобы при падении не зацепиться за мотоцикл, чтобы при падении не протереть их об асфальт, и ботинки не свалились с ноги. Нет шнурков — нет проблем. Защита лодыжки при падении на нее мотоцикла или ударе о неровности.
Мотобрюки:
при падении в простых джинсах на асфальт на 40 кмч они протираются за 1,2 метра (где-то был пруф). Дальше начинается живая кожа. Поэтому кевларовые мотоджинсы — это хорошо. Кожаные штаны тоже неплохо, не продуваются холодным ветром и не мокнут под дождем. Точнее мокнут, но медленно:) Защита голени, коленей, бедер и — главное — бедренного сустава, как самой выступающей части.
Мотокуртка:
выбирать следует по сезону (весна — осень или лето), по назначению (туризм, город). Защита локтей, плеч, позвоночника. Желательна сеточка «фибра» для лучшей вентиляции. Удобен карман для ВУ, пластиковых карт, денег на запястье, как у горнолыжных курток.
«Черепаха»
— защитная конструкция груди и спины, которую можно одеть под гражданскую куртку, рубашку и т.п.
Наколенники, налокотники
— защитная конструкция, которую можно одеть поверх обычных дорожных штановили, соответственно, куртки. Олдфаги говорят, что одевать надо ПОД одежду, чтобы при падении не сорвало и не перекрутило.
Дождевик
— дождевая экипировка, позволит доехать до дома сухим и чистым в любой ливень. Есть сплошные (комбинезоны) и раздельные (куртка, брюки) модели. Выбирать нужно не на свой размер, а на 3-4 размера больше, поскольку придется одевать на дороге поверх имеющейся одежды, часто уже в процессе дождя, когда одежда влажная, и мешает процессу натягивания прорезиненной ткани дождевика.
Бахилы
— отдельный элемент дождевой экипировки, одевается на мотоботинки поверх дождевых брюк, исключает промокание или замерзание ног в уже мокрых ботинках на скорости.
Дождевые перчатки
— отдельный элемент дождевой экипировки, одевается поверх на мотоперчатки, исключает промокание или замерзание рук в уже мокрых перчатках.
Рюкзак / мото кофр
— место перевозки инструментов, аптечки и дождевой экипировки. Желателен непромокаемый рюкзак с отделением формата А4 под документы и ноутбук, с жестким кофровым верхом, дополнительно предохраняющим спину при падении. С другой стороны кофр предпочтительнее: удержит мотоцикл при падении, в то время как рюкзак может развернуть с защищенной спины на хуже защищенную грудь и вообще, заставит вращаться, катиться под дороге с травмоопасной скоростью вместо скольжения.
В карманах лучше ничего не держать: ни сигарет, ни телефона, ни ключей, ни — тем более — ножей, ручек. При падении все это может сильно и глубоко травмировать.
Любой элемент экипировки лучше приобретать со светоотражающими элементами или не забыть приобрести дополнительные светоотражающие ленты на одежду.
В статье приведено самое необходимое с небольшим избытком.Выезжаем из дома— проверить документы на мот и ВУ
— экип
— ключи, аптечка, ремкомплект для шин;
— давление в шинах (низкое давление ведет к повышенному расходу топлива, но это фигня; а вот разложиться на деформированной в повороте сдутой шине — легко), плюс на спущенной шине легче поставить «грыжу», которая всплывет неприятной вибрацией, когда вы подкачаете, наконец, колеса;
— количество топлива;
— свет, стоп-сигнал, звуковой сигнал;
— тормоза;
— состояние цепи, если есть;
— состояние визора (протереть никогда не помешает);
— убрать все из карманов в рюкзак во избежание травм при падении;
— проверить наличие телефонов мотоэвакуации и МотоСолидарности;
— не торопиться, никуда не торопиться.
Упали. Что делать.— откатиться, отойти к краю дороги, если нет травм
— убедиться в безопасности, забрать мот, откатить, если это — не ДТП с еще одним участником.
— осмотреть повреждения, течи топлива
— если все ОК, попробовать завести для дальнейшего движения.
— постоять, отдохнуть, прислушаться к организму
— проанализировать причины.

Если мот не заводится, см. следующий пункт
Техн. поломка. Что делать.— Если поломка видна и устранима вашими силами и знаниями, имеющимся инструментом и условиями — не медлите, устраняйте, ибо кто знает, какую цепочку событий повлечет за собой вовремя не устраненная проблема.
— Если знаний, инструментов не хватает, вызывайте мотоэвакуатор.
— Если причина «вроде как» понятна, «мот заглох и не заводится», делаем простейшие движения:

— наличие топлива в баке: если мало, включаем топливный кран в положение «резерв»;
— качество топлива в баке, может ли там быть вода и ослиная моча с недавней заправки?
— не соскочил ли топливный шланг? вдруг пережат, заломился?
— работает ли зажигание? в порядке ли аккумулятор?
— крутит электростартер?
— есть ли искра на свече? вывернуть, осмотреть, почистить / заменить; одеть высоковольтный провод, провернуть стартер, есть ли искра?
— нет ли механических повреждений в ЦПГ?
— поступает ли воздух в карб или инжектор?
— не «переливает» ли топливо карб / инжектор?
Все проверено, «не заводится». Черепим дальше или вызываем эвакуатор.

Крутили, крутили, аккумулятор сел.
Включаем вторую передачу (на первой передаче большое передаточное число, компрессия в цилиндрах может не дать провернуть колесо). Разгоняем мот, отпускаем сцепление, будучи готовым его нажать, если мот заведется (чтобы мот «не убежал»).
Если все тщетно, звоните в эвакуацию.
А вот этого не надо!— выезжать без экипа
— выезжать без документов
— выезжать в период лишения права управления
— выезжать без гос. номеров (если не на постановку на учет)
— давать «покататься и попробовать», особенно людям без прав категории «А»
— выезжать в состоянии измененного сознания
— удирать от полиции
— кататься ночью с плохим светом и при недостатке опыта
— возить что-либо на баке, удерживая коленями
— возить пассажира без такового опыта
— возить пассажира без шлема как минимум
— возить более одного пассажира
— возить пассажиров до 12 лет
— выезжать на заведомо неисправном мотоцикле
— выезжать на чужом мотоцикле
— гоняться с машинами
— «исполнять» виражи — «шашечки» в потоке
— перестраиваться вслепую, «заныривать» за автобус, грузовик в соседнюю, скрытую от зрения, полосу — там вас обязательно ожидает что-то габаритное
А вот это попробуйте— исследуйте поведение мотоцикла при торможении задним, передним и обоими тормозами на уединенной площадке с хорошим асфальтом
— исследуйте то же самое, но с меньшим фанатизмом, на грунте, гравии
— при любой возможности крутитесь между конусов на удобных площадках
— участвуйте в мотоджимкане
— курите литературу по вождению
— еще раз пройдите мотошколу
— привыкайте к контррулению
— крутите головой в потоке при любом маневре и просто время от времени
— всегда используйте поворотники
— всегда держите дистанцию
— водите плавно, понятно для окружающих
— благодарите за помощь, уступки
— здоровайтесь с коллегами- мотоциклистами, скутеристами, квадроциклистами
— если мотоциклист на обочине в явном затруднении — остановитесь, предложите помощь
— не будьте гопником
Движение в колонне— внимательно выслушайте главного;
— попросите легенду, схему движения, конечный пункт, скорость движения;
— предпочитайте «шахматный» порядок движения, дайте коллегам место для маневра и храните свое место для маневра;
— не препятствуйте обгоняющим автомобилям; колонна является колонной только в сопровождении ДПС, все прочие попытки «отсечь» машины — хулиганство и нарушении ПДД;
— не обгоняйте группой, думайте за себя, обгоните в спокойной обстановке в одиночку;
— держите дистанцию: завал в колонне — это печально;
— колонна должна идти со скоростью самого медленного; все остальные варианты — неадекватны;
— если вы — самый медленный и отстали — не догоняйте, это опасно; езжайте спокойно по легенде, зная конечную точку;
— колонна идет 100 кмч, вы — 80 кмч, это значит, что через 1 час колонна будет в 15 -20 км впереди вас. Это расстояние вы при текущей скорости проедете за 15 минут. Не смысла торопиться.
— С жестами ведущего колонну, выполняемыми рукой, можно ознакомиться здесь
Самостоятельное тех. обслуживание— балансировка колес мотоцикла: хотя бы знать, куда поехать. Регулировать в начале сезона и далее по мере появления вибраций
— смазка цепи — после каждого дождя и раз в неделю
— натяжение цепи — при провисании более 2 см (см. инструкцию)
— замена масле (см. инструкцию)
— чистка масляного и воздушного фильтра (см. инструкцию)
— регулировка жесткости амортизаторов (см. инструкцию)
— регулировка ближнего и дальнего света
— чистка / замена свечей зажигания
— регулировка холостых оборотов и обогащения воздушно-топливной смеси в карбюраторе
— мойка двигателя
— регулировка сцепления, заднего и переднего тормозов



Советы скомпилированы из интернет-мудрости, будут пополняться бывалыми людьми.
Если есть желание поделиться опытом и раскрыть какой-то нюанс в тексте, пишите заметку и отправляйте ееадминам.
Если хотите прочесть, а тут этого нет — пишите туда же.