Мото Джимхана - мифы и реальность

В интернете на удивление мало информации по истории возникновения и развития этого вида спорта. В Википедии на русском, английском и даже японском языке даны столь скудные сведения, как будто это тайный вид восточных единоборств. Да и другие статьи в основном посвящены соревнованиям и тренировкам. Мы по крупицам собрали разрозненные сведения об истории и развитии Мото Джимханы и предлагаем вашему вниманию.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность

Мото Джимхана – это вид массового спорта, способствующий выработке у начинающих мотоциклистов навыков правильного управления мотоциклом, развитию мастерства у опытных райдеров, и достижению высоких результатов у профессиональных спортсменов. Тренировки и соревнования проводятся на ровных асфальтированных площадках, на которых пластиковыми конусами размечены сложные для маневров схемы движения. Задача участников – научиться как можно быстрее проезжать эти трассы, избегая нарушений и падений.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Кроме обучения маневрированию, на занятиях по Мото Джимхане изучают различные приемы контраварийной езды, такие как экстренное торможение и уход от внезапно появившегося препятствия. В результате занимающимся удается научиться, например, на отрезке в 12 метров сбрасывать скорость с 60 км/час до полной остановки и проходить так называемый «лосиный тест», объезжая на высокой скорости неожиданную преграду.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Состязания по Мото Джимхане проходят следующим образом: участников распределяют по группам, согласно классу мотоциклов и опыту участия в соревнованиях. Организаторы проводят инструктаж, выдают каждому маршрутную карту, дают 45 минут на ее изучение и проход трассы пешком. После этого претенденты по очереди выезжают на разогревочный участок, где подготавливают резину и свои рефлексы, выполняя в течении нескольких минут элемент GP8 и самые сложные для себя элементы. Затем они стартуют на основной площадке при фиксации времени и строгом контроле судей правильности прохождения участков и отсутствия касаний земли ногой. Синие конусы нужно объезжать справа, красные слева, а если такой конус имеет желтую полосу, то участник должен сделать вокруг него поворот не менее, чем на 270 градусов. Полностью желтые конусы ставятся в парах и образуют ворота, сквозь которые надо проехать. Оранжевыми конусами отмечены границы, за которые нельзя выезжать.За каждое нарушение начисляются штрафные секунды. Спортсменам дается возможность сделать две попытки и лучший результат попадает в зачет. В разных школах Мото Джимханы цветовая маркировка конусов может быть различной.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Принято считать, что Мото Джимхана появилась в Японии в 70-е годы. Ее главной особенностью стали отсутствие специально подготовленных трасс и дополнительного тюнинга техники. Никаких треков, стадионов, лесных или горных участков. Только плоские асфальтированные площадки с расставленными препятствиями, где пилоты на серийных мотоциклах тренировали навыки вождения в обычных городских условиях.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Многие элементы тренировок входили в курсы обучения в мотошколах, поэтому Moto Gymkhana какое-то время не становилась спортивной дисциплиной, а оставалась «дворовым развлечением», помогающим нарабатывать практику управления мотоциклом. Однако, по мере накопления опыта, у увлекающихся фигурным вождением стал появляться соревновательный интерес и они начали состязаться не только в качестве, но и в скорости прохождения трассы. Японские производители мото-техники почувствовали в этом коммерческую составляющую и начали проводить официальные соревнования.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Но концерны-спонсоры никак не могли договориться о единых правилах, и какое-то время устраивали собственные турниры. Только после того, как в битве гигантов победили интересы обычных мотоциклистов, была создана независимая ассоциация JAGE (Japan Moto-Gymkhana Association).
Старейшим и крупнейшим в настоящий момент чемпионатом, проводимым под эгидой JAGE, является Кубок Dunlop (производитель шин) www.youtube.com/watch?time_continue=58&v=vl9LcPLV0VA, который проходит с 1992 года. С 1995 начинают проводиться Кубок JTC (строительная корпорация из Сингапура) и Кубок BATTLAX (торговой марки корпорации Bridgestone) В 1999 появляются Кубки Хоккайдо, RIDINGSPORT и Nigiken. Кроме этих соревнований в Японии проводится много небольших местных первенств.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Среди японских Чемпионов по Мото Джимхане стоит отметить многократного призера Такаёси Сакута (Sakuta ), который на кубке DUNLOP взял серебро в 93, 98, золото в 95, 96,97, и продолжает успешно выступать до сих пор www.youtube.com/watch?time_continue=38&v=V56pwAtyyfA

В разных странах, в том числе и в России, существовали аналоги тренировок по мастерству управления мотоциклом со скоростными нормативами. Так, в нашей стране с 80-х годов одна из дисциплин в мотоспорте называлась «фигурным вождением мотоцикла».
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Только после 2005 года, с появлением YouTube, стало возможным массово выкладывать видеозаписи тренировок по Мото Джимхане в сеть. Однако, ни первая выложенная в 2006 году запись соревнований www.youtube.com/watch?v=gTO2s7wyrFs, ни запись соревнований японских полицейских www.youtube.com/watch?v=bWaq0zOaAVU не произвели фурор в сети. Следующая запись появляется в 2007 году www.youtube.com/watch?v=c5erdy08i_s и тоже не становится хитом. Но постепенно YouTube наполнился записями и количество перешло во взрыв интереса пользователей. Именно тогда этот вид спорта стал активно распространяться за пределы Японии, сначала на любительском уровне, а затем и на профессиональном. В 2011-м году, после посещения японских соревнований, в Великобритании была создана Moto Gymkhana Association, а в Америке American Motorcycle Gymkhana Riders Association www.youtube.com/watch?v=GXP3dxDB0U8. В 2012 году в Канаде появляется Moto Gymkhana Association of North America

В Великобритании Moto Gymkhana Association проводит английский National Championship Competition.
Курс тренировок включает четыре уровня сложности:
Желтый (4 часа): постановка положения тела, направления взгляда, отработка управления газом, тренировка прохождения изогнутых и слаломных участков трассы. Это первичный уровень для начинающих.
Зеленый: тренировка ускорения в поворотах, торможения, переноса веса и положения тела в поворотах, четкого торможения, удержание мотоцикла при блокировке колес, отработка фигур «восьмерка» и других.
Синий: отработка фигур и эффективных переходов между ними, экстренного торможения и взрывного ускорения, общего планирования заезда.
Красный: личный тренинг со шлифовкой мелких ошибок.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
В Нидерландах Moto Gymkhana Nederland проводит свои соревнования местного уровня. Тренировки стоят €30 за 2,5 часа
Сильное сообщество Moto Gymkhana Honda Poland в Польше проводит популярные соревнования Honda Gymkhana
Российская Russian Moto Gymkhana Association проводит Чемпионаты городов Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Казань, Чемпионат Сибири, Чемпионат Алтайского края и Чемпионат России.Участие в них и тренировки пока бесплатные.
Нидерланды, Великобритания, Россия и Польша договорились о проведении второго европейского Чемпионата European Championship 2016 в Нидерландах, участие в котором стоит €45
В США в M Gymkhana® тренировки стоят $35 за тренировочный день, а заявиться на участие в их чемпионате можно за $55. Они проводят и Мировой Чемпионат World Competition www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=3ikcbM1t_N8
Также в США существует еще одна ассоциация American Motorcycle Gymkhana Riders Association
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Большинство, услышав необычное слово джимхана, приписывают его либо к японскому языку, либо к термину “Gym”, который красуется на многих спортзалах. На удивление, ни к одному из этих вариантов оно не относится. В древности это слово Джамаат-хана перекочевало из персидского языка в индийские диалекты хинди, бенгальский и урду, где его значение трансформировалось из «место сбора» в «спортивный клуб». Однако во время английского господства в этом регионе оно прочно закрепилось, как обозначение соревнований по конной выездке с учетом времени. В эту дисциплину входили, например, такие упражнения: двигаясь рысью или галопом, седок должен расседлать лошадь и ехать дальше без седла; сесть спиной вперед и в таком положении преодолеть небольшое препятствие; спешиться, взять у судьи запечатанный конверт, сесть толчком в седло, вскрыть на ходу конверт, прочитать написанное в нем задание и выполнить его.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Как утверждается на американском сайте m-gymkhana.com/about/m-gymkhana-history/ крупного сообщества M Gymkhana® из Южной Калифорнии, впервые слово джимхана было использовано в 1965 на конных соревнованиях по выездке «O-Mok-See». Там же говорится, что слово джимхана — из обихода индейцев племени Blackfeet (Черноногие), описывающее особый стиль верховой езды и означающее примерно «Игры верхом на лошади». Пожалуй, такое утверждение можно отнести к известной любви американцев приписывать себе все победы и начинания, и отнестись к нему с улыбкой.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность
Как это часто бывает, развитие нового мото-спортивного направления происходит благодаря инициативе и стараниям неутомимых увлеченных людей. В Европе и англоязычных странах Джимхану начали продвигать англичане Andrew Freeman и Duncan MacKillop. В Калифорнии James Bush а его жена Katie создали брэнд «M Gymkhana» и развили его так, что в 2016 KTM стал его главным спонсором.

В России с 2010 года Сергей Пекутко из Санкт-Петербурга начал проводить регулярные тренировки по Мото Джимхане. В 2013 он организовал пробные уроки в Москве, а в 2014-м в Петербурге и Москве прошли первые соревнования. С каждым годом количество участников чемпионатов растет, а их география уже охватывает 10 регионов страны.

Занимаясь Мото Джимханой, ты приобретешь знания и опыт, необходимые в ежедневных поездках по городу, сможешь исправить ошибки в управлении мотоциклом и станешь увереннее чувствовать себя на дороге.
Мотоспорт: Мото Джимхана - мифы и реальность

Похожие записи

0 комментариев

Оставить комментарий