Зимняя эксплуатация мотоцикла

Вождение мотоцикла зимой может быть постоянным, ежедневным (ПДД РФ
этого не запрещают) или в виде покатушек выходного дня в компании единомышленников. Цель статьи — вовсе не поиск «за» и «против», каждый решает сам.
Freebiker просто компилирует найденные в сети сведения. Ну и немножко добавляет имеющегося опыта дружественных настоящих мотоциклистов.



В составе мануала

— техническая часть
— экипировка и аксессуары
— моторезина
— навыки вождения
— поучительные видео
— экзотика

Некоторые моменты могут быть спорно-дискуссионными, ибо выяснены опытным эмпирическим путем. Если кто-то использует иные технические или драйверские секреты — добро пожаловать поделиться знаниями.

Следует помнить, что зимняя эксплуатация сопряжена со снижением мощности двигателя, повышенным расходом топлива и общим агрессивным износом деталей, резиновых втулок, уплотнителей и проч.


Техническая часть.


Масло двигателя:

— нет нужды лить самое жидкое, поскольку при выходе двигателя на рабочую температуру самое жидкое масло не будет демонстрировать требуемых характеристик по смазыванию поверхностей. Оптимально 5W-40 и посмотреть табличку рабочих температур.
Масло КПП:

— аналогично, если масло КПП заливается отдельно от масла ДВС.
Масло амортизаторов
— аналогично
Свечи:

— поставить свечи мЕньшего калильного числа
Карб, топливная система:

— промыть ДО зимней эксплуатации, удалить возможный отстой воды и грязь из карба, шлангов, фильтров.
Некоторые карбюраторные мотоциклы требовательны к типу жиклеров при отрицательных температурах, следует заменить жиклеры на соответствующие условиям.
Топливный бак:

— почистить и промыть перед зимой, удалив осадки, возможную воду. В зимнее время держать бак полностью заправленным во избежание конденсата воды в баке.
Тросики, подшипники, втулки
— смазать зимней смазкой

Экипировка и доп. аксессуары.

Шлем
— Главная проблема — обмерзание визора и пар от дыхания. Первым делом — нормальный эндуро-шлем с отведением дыхания и мотоочки с двойным стеклом. Вторым делом — эндурошлем с визором, но тоже с двойным стеклом. Третий вариант — снегоходный шлем с предустановленными фичами, заранее разработанный умными людьми. Четвертый вариант — снегоходный шлем с подогревом (требует манипуляций в предыдущем п. «Техническая часть», розетка 12V)
— подшлемник



Куртка.
— Ветро- и водонепроницаемая с мембраной. Задача отводить тепло и влагу от тела в условиях таскания мотоцикла в снегу. Ибо «Простужается не тот, кто прохладно одет, а тот, кто мокнет, а затем остывает» ©
— термобелье
— защита поясницы и копчика от переохлаждения
Брюки:

— ветро- и водонепроницаемые, желательно полукомбез для утепления поясницы.
— доп. утепление коленей от переохлаждения, двойной материал на коленях.
— термобельё
Боты:

— ветро- и водонепроницаемые, не обязательно эндуро-пластик
— на размер больше для нормального кровообращения и — возможно — для доп теплых носков
Перчатки
— краго- видные, с раструбом на рукава куртки.
— «дворник» — резинка на указательном пальце для протирания визора от снега
— ветро- и ветко-защита рук и рукояток
— возможно — муфты «валенки» на рукоятки, в этом случае можно ездить и без грубых перчаток.



Опционально:

— подогрев ручек
— подогрев седалища
— розетка 12V для подогреваемого снегоходного шлема.

Моторезина

Универсальной шипованной моторезины для асфальта, льда, плотного снега и пухляка — нет. Есть лучшие варианты для каждого из покрытий. Рекомендуемая статья


Заводская шипованная моторезина
— Вариантов брендовой шипованной резины для мотокросса и зимнего эндуро вне дорог общего пользования много, бюджет начинается от 9500 рублей за колесо (декабрь 2017, чисто яндексом за 5 минут без погружения в вопрос) до 14 — 23 тыс.



Как правило мотошины несут шипы, сертифицированные для мотокросса, подходящие под тех. регламент мотогонок (высота шипа не более 7,5 мм), проклеенные (это важно) и ввинченные к кубики-шашечки.
— Наличие шипов в моторезине — источник повышенной опасности для окружающих по причине вылетания шипа. Автомобильные тоже вылетают, но условия применения шипов в мото и авто разные, и нагрузки на шипы — тоже разные, это очевидно. Поэтому с точки зрения спортивного мото тех. регламента самопально шипованные шины на соревнования не допускаются.

Колхозинг и самостоятельная шиповка.
— Шиповка шиповальным пневмопистолетом.

Установка настоящих легковых или грузовых (рекомендуется) шипов. Профессиональная установка таких шипов в условиях специализированного сервиса существенно дешевле брендовых шипованных колес. Однако высота шипов (от 1 до 3,5 мм) при хороших показателях на асфальте, жидкой снего-каше и голом льду озера практически бесполезна в снегу и пухляке. Цена 18-20 рублей за шип, можно по 100 шипов в колесо (бюджет 4000 руб.), а можно в каждую шашечку, получится примерно по 250 шт в колесо (бюджет под 10 000).
Демонтаж колес не обязателен, высота всего шипа 25 мм. Желательно проклеить шип перед установкой.

— Шиповка канадскими Kold Kutter, 900 руб за 100 штук, шуруповерт и несколько часов времени. Снимать шину не нужно. БЮджет от 1800 до 5000 руб.


— Шиповка заводскими ввинчивающимися шипами.


— Шиповка саморезами от ВАЗ + стекольный клей-герметик, быстро и люто, шляпка наружу.
Бюджет 370 руб за 100 шт., плюс расходники и время. Резину снимать не обязательно.

— Шиповка кровельными саморезами + самоконтрящиеся гайки + точечная сварка. Несколько дней времени + уплотнение камеры и корда изнутри + проблемы менять вылетевшие шипы. Шляпки внутри шины. Бюджет разный. Известны случаи инсталляции от 500 шт. до 5000 (пять сцк тысяч !) на колесо, что справедливо для шоссейной резины.


— Шиповка строительными дюбелями + шайбы + точечная сварка. Несколько дней времени + уплотнение камеры и корда изнутри + проблемы менять вылетевшие шипы. Шляпки внутри шины.


— Шиповка болтами. То же, что и в предыдущем пункте, но считается наилучшим решением из бюджетных способов и эксплуатационных качеств. Шляпки внутри шины.


Все пункты, кроме первых двух, не годятся для асфальта и дорог общего пользования: резина не достает до дороги и не имеет сцепления ничем, кроме шипов.


Навыки вождения.

Все нижеперечисленное в бОльшей мере относится к автодороге и безопасности жизни райдера. Кое-что, конечно, полезно и для безлюдных пампасов.

Вкратце процитируем, остальное — с тренером или на личном опыте:
— Торможение: плавное, заблаговременное с преобладанием заднего тормоза, хотя отмечено, что и передний, и задний тормоз весело и удовольствием ведут к сносу соответствующих колес. Торможение исключительно прямолинейное.
— Повороты: страхуясь ногой с небольшими кренами, выбирая дистанцию и скорость.
— Ускорение плавное, не газовать, больше работать со сцеплением, на пухляке особенно, ибо заднее колесо склонно зарываться
— Движение по снегу: переднее колесо в снегу рыскает, сносится и склонно не держать прямолинейную траекторию.

Словом, все делать аккуратно и без фанатизма, за исключением праздников, когда стоит спидвейная лютая резина, безгранично чистый и толстый лёд, сухая солнечная погодка и компания знакомых долбоящеров :)

Поучительные зимние мото видео




Зимняя мотоэкзотика


1. Девайс: водо-снегоочиститель на шлем :)


2. Лопацикл (заднее колесо с лопастью)


3. Сноубайки, снегоциклы — помесь мотика и снегохода со специальным гусеничным движителем
Их много, как пример — премьера 2017 года от Polaris: комплект Timbersled


Резюме:


— Ездить на мотике зимой можно и нужно, это Fun, это трэш и угар.
Помогает:
— снять межсезонный мототоксикоз
— приобрести (и не забыть к летнему сезону !) навыки осторожного и максимально безопасного движения по скользким поверхностям
— «а хуле дома сидеть» © Фёдор Конюхов

Разумеется, не забываем про очевидные факты, что
а) езда на мотике зимой гораздо опаснее, нежели летом, а падать на дорогу и лёд не менее больно, чем летом;
б) езда на мотике зимой приводит к бОльшему эксплуатационному износу и аварийным повреждениям мотоцикла;
в) езда на мотике зимой требует бОльших вложений в экипировку, если не желаете постоянно болеть.

И, если все вышесказанное не пугает — добро пожаловать в зимнее вождение мотоцикла.

Похожие записи

16 комментариев
avatar
Снегоход. Тоже хороший вариант. Если есть загородный дом конечно.
avatar
Уже «тепло». «Если есть загородный дом» — раз. «Если есть прицеп и машина для перевозки снегохода на сервис или до пампасов» — два. «Если рядом есть озера и поля» — это три.
Снегоход это не мотик.
По тропинкам не проедешь.
avatar
По тропинкам только впуть. Даже на вайдтраке. Ширина то у него всего метр с кепочкой. Так что озера и поля это не мастхэв. Ну а прицеп вещь полезная.
avatar
Объясните, пожалуйста, сей момент:
Однако высота шипов (от 1 до 3,5 мм) при хороших показателях на асфальте, жидкой снего-каше и голом льду озера практически бесполезна в снегу и пухляке.
А напаркуа говоря о шипах, затрагивается тема снега и, в особенности, пухляка? Тут решает агрессивность протектора и его способность к самоочистке — это при активном способе движения, или, наоборот, максимальная площадь контакта с поверхностью и минимальный вес при спокойном движении, как раз на пухляке.

Объясните, где я не прав, пожалуйста
avatar
Пухляк — он только поверху пухляк, агрессивная резина в него проваливается, и цепляться не за что.
Кроме того, агрессивная резина на морозе — это просто мороженые кубики, и наблюдения в полевых условиях говорят, что «самоочистка» понятие в снегу весьма условное, забивается говномесный протектор легко и непринужденно.

поэтому вот такой протектор для снега — лучше, чем просто «доброе слово»
avatar
Тогда форм-фактор шипов не принципиален, они выполняют лишь функцию стимулятора эрекции агрессивности протектора ))) Но тут все равно два варианта, вспомни как выглядит шина сверхнизкого давления на снегоболотоходах, по сути голая камера от беларуси ) Или оригинальный вольво носок для колес, для передвижения по снегу

Прекрасно помогает при езде по снежной и/или обледенелой дороге. Носок легко крепится на колесо и обеспечивает повышенное трение по снегу и льду. Он занимает мало места и может быть использован повторно. «Снежный носок» не повреждает колесные диски.
«Снежные носки» состоят из высокотехнологичного волокнистого материала, и шероховатость волокон во время работы обеспечивает оптимальное сцепление. Материал одновременно прочный и эластичный, так что он обеспечивает дополнительное увеличение площади контакта колес с твердым снегом и льдом.
Последний раз редактировалось
avatar
Ездить на мотике зимой долбоебизм. Кроме повышенного износа техники, имеем повышенный износ организьма. В 20 лет это конечно похуй, а вот в 40 начинаешь об этом думать. Дабы через пяток лет не стать трэшем.
Можно конечно на камеру повыпендриваться, типа во какой я невъебенный мотоциклист, сезон даже зимой не закрываю. Но даже в -15 при 99% влажности и легком ветерке, это наш обычный приморский климат, тестикулы заебунеют через 15 мин.А на мотоцикле в снегоходном экипе не особенно поездишь. Про Сибирь вообще молчу. В -25...30 холод в любую дырочку в одежде проникает с удесятеренной силой.
Можно конечно побаловаться живя в районе Краснодара, Сочи или в Хохляндии. А так, на расстоянии от 1000 км на восток от Москвы, зимой другие развлечения… Зимние.
  • sega
  • 0
avatar
А на снегоходе?
avatar
Снегоход это другое. Он не двухколесный и с небольшой ветрозащитой. Он как раз и есть развлечение для зимы.
avatar
Снегоход не такой универсальный.
ПОдготовив мотик к зиме, ты получаешь тот же снегоход, конечно, без такой проходимости по снегу.
Разве не так?
avatar
Не менее и не более универсален чем мотоцикл.
Аргументы против зимнего катания я приводил выше.
Есть еще много способов как заморозить яйца. Например зимняя морская рыбалка.
avatar
В общем мой выбор на зиму это снегоход
avatar
ну кстати, я посмотрел старенькие Ямаха Викинг, ценник даже до 200 тыс. приемлемо, чего раньше не смотрел?
avatar
ну кстати, я посмотрел старенькие Ямаха Викинг, ценник даже до 200 тыс. приемлемо, чего раньше не смотрел?
Снега нет
avatar
Снега навалом в лесу.
А вот ка до леса добираться — это да :)
А, придумал: на мотоцикле :)
avatar
для снегоходинга мало

Оставить комментарий