За эндуро / пит

Уважаемый shevspb и коллеги.
Прошу просветить и дать краткий вводный курс в эндуро.
А именно:
— пользовательская и эксплуатационная разница между 2х-тактным и 4-тактным ДВС одинакового объема (о смазке в топливной смеси 2х-тактных — помню)
— масса моей тушки до 110 кг, цели — лес, несложная пересеченка.
— что наиболее всего требуется в лесных покатушках? Защита рук? Те или иные амортизаторы? Кик или электро стартеры? и т.п. Какая предпочтительная конфигурация?
— с каким объемом двигателя можно не бояться тех или иных препятствий и получить максимум удовольствия при моей массе и отсутствии навыков? 125 куб, 200, 250, 300 и соответственно кол-ве л.с.? Пока выбор пал на 250 куб / 21 л.с.
— охлаждение — воздушное, жидкостное или воздушно-масляное?
— заморачиваться ли постановкой на учет или оставить агрет для леса и не париться?
— хватает ли пита со злой резиной для леса или лучше сразу брать заточенный под лес мотоцикл?
— что загодя готовить в лес из запчастей и что, как правило, ломается при небережной эксплуатации? Лапки рычагов и т.п.

Пока всё, на что хватило знаний для беспокойства.
Заранее спасибо.

Похожие записи

11 комментариев
avatar
А именно:
— пользовательская и эксплуатационная разница между 2х-тактным и 4-тактным ДВС одинакового объема (о смазке в топливной смеси 2х-тактных — помню)
С 2т на тот же объем снимается примерно в 2 раза больше лошадей, чем с 4т, при этом крутящий момент на низких оборотах существенно меньше на 2т, а максимальная мощность достигается как правило в узком диапазоне оборотов на верхах. При этом ресурс цпг на 2т двигателях примерно в 1,5 раза ниже, чем на 4т. Однако в современных хард-эндуро проблему низкого крутящего момента на низах давно уже решили (утяжеленный маховик, мощностой клапан, «низовой» выпускной резонатор — от выпуска мощность 2т двигателя зависит очень сильно). 4т конструктивно сложнее, имеют ГРМ, который подвержен износу, но в целом для неспортивной эксплуатации 4т двигатели подходят куда больше, чем 2т.

Надо понимать, что есть форсированные двигатели, а есть нефорсированные. На форсированных двигателях (50+ л.с. с 250сс на 2т и 40+ л.с. с 250сс на 4т), что 2т, что 4т ресурс будет примерно одинаковый (с преимуществом у 4т, конечно), но стоимость владения 4т сильно больше — из-за частой регулировки клапанов, частой замены масла, замены клапанов (которые вытягиваются) и замены цепи ГРМ. На 2т нужно «всего лишь» следить за состоянием ЦПГ и вовремя менять поршни. Так же при определенном пробеге (в моточасах) требуется замена шатуна (что на 2т, что на 4т). Это все нюансы спортивной техники, которая используется по назначению и привозится в прицепах к месту покатушек раз-два в неделю, и в ежедневной эксплуатации никак не задействуется.

Что касается неспортивной техники, тут все проще. 2т «гражданские» двигатели закончились еще в конце 90-х, это японские мотоциклы Honda CRM, Kawasaki KDX, Yamaha DT, Suzuki RMX. Все они сделаны на основе своих кроссовых сородичей, но при этом дефорсированы и имеют ресурс ЦПГ под 30-40 тыс. км. Живых осталось уже мало, однако все равно они надежны и просты, хоть и есть некая проблема с запчастями, да и стоимость оных осталась «японская», т.е. относительно высокая.
Гражданские 4т двигатели имеют стандартную форсировку ≤30 л.с. на 250сс, примерный ресурс в 50-70 тыс. км (а может и больше, в зависимости от режимов эксплуатации и обслуживания), в целом безгеморройны и просты, не требуют частого обслуживания, не требовательны к маслам, рассчитаны на спокойные режимы эксплуатации, надежны.

— масса моей тушки до 110 кг, цели — лес, несложная пересеченка.

Любой японский гражданский дуалспорт выдержит такого райдера, единственное, масло в вилке можно залить погуще и пружину аморта поджать или поменять на более жесткую, но как правило, поджатия достаточно.

— что наиболее всего требуется в лесных покатушках? Защита рук? Те или иные амортизаторы? Кик или электро стартеры? и т.п. Какая предпочтительная конфигурация?

Мотоцикл :)
Защита рычагов — вещь полезная и необходимая. Лучше брать без больших лопухов, или если с большими лопухами, чтобы они были мягкими, и при «исполнении» через руль не ломали запястья райдеру. По этой же причине рычаги и их защиту нужно опускать градусов на 30-40 вниз от горизонтального положения.
Кик — это прошлый век. Он хорош как дополнение к эл. стартеру, но когда он является основным средством запуска мотора, то в лесу, в грязи, в колее, на подъемах запуск мотоцикла «пинком» превратится в увлекательный БДСМ-квест. Поэтому идеальная конфигурация — эл. стартер+кик.

Про подвеску можно расписывать долго, но скажу одно. Японские мотоциклы имеют более или менее работающую подвеску. Китайские — просто ломы из пластилина с пружинами. По сравнению с японцами подвесок у них просто нет. Хотя после чопира может показаться, что и есть )) исключение — подвески FastAce, более или менее работающие китайские подвески, на которых можно комфортно и безопасно ездить.

— с каким объемом двигателя можно не бояться тех или иных препятствий и получить максимум удовольствия при моей массе и отсутствии навыков? 125 куб, 200, 250, 300 и соответственно кол-ве л.с.? Пока выбор пал на 250 куб / 21 л.с.

сложно ответить на столь размытый вопрос :)
Скажу так, что эргономика, вес и энерговооружонность на спортивной внедорожной технике будет способствовать наработке правильных навыков гораздо быстрее, чем на «гражданской». По своему опыту скажу, что на «гражданской» технике очень легко выработать неправильные навыки, которые потом придется долго и мучительно вырабатывать снова после того как пересядешь на спортивную технику. Но другое дело, что я знаю людей, которые по 20 лет ездят на каком-нибудь Джебеле 200, шкрябая ножками в грязи и больше им ничего не надо, они и так счастливы и довольны жизнью :) Не всем интересно валилово, прыжки и преодоление сложного рельефа.
Стандартным вариантом для начинающего будет «чекушка» (250сс), причем, что в классе «гражданских» мотоциклов, что в классе спортивных. Если речь про спортивные 2т, то лучше всего будет 125сс (имеет те же 40 л.с. что и спортивные 250 сс, только весит около 90 кг, и очень хорошо обучает работать газом и сцепой).

— охлаждение — воздушное, жидкостное или воздушно-масляное?

Считается, что воздушники более надежны, чем «водянки», но на самом деле это все не так. Единственное, «водные» мотоциклы будут тяжелее своих «воздушных» собратьев, но при этом будут иметь увеличенные межсервисные интервалы и более высокую отдачу мощности. Но разбирать, конечно, проще «воздушник» :)

— заморачиваться ли постановкой на учет или оставить агрет для леса и не париться?

это должен каждый решать сам для себя. Я езжу на спортинвентаре, который невозможно поставить на учет (какой учет для кроссача?). При этом 10 км до трассы надо ехать по ДОПам (прицепа пока нет). И, если ездишь по ДОПам без учета, нужно быть готовым, что однажды тебя могут «принять». Впрочем, когда ездил на гражданском эндуро, поставленном на учет, в лесу то и дело отваливался у меня номер, так что я его просто возил всегда с собой в рюкзаке. Не останавливали меня ни разу, а я на нем на работу больше года катался :)

— хватает ли пита со злой резиной для леса или лучше сразу брать заточенный под лес мотоцикл?

Оставьте питбайки детям. Мое личное мнение.

— что загодя готовить в лес из запчастей и что, как правило, ломается при небережной эксплуатации? Лапки рычагов и т.п.
Набор ключей, изоленту, армированный скотч, веревку (тросс), запасную свечу, ремкомплект камер (или запасные камеры), компактные монтажки для шиномонтажа, велонасос. Этого хватит почти на все случаи жизни. Если сломается мотор, в поле его все равно не починить.
Последний раз редактировалось
avatar
Спасибо, исчерпывающе
avatar
тот случай когда комментарий лучше чем пост. Может стоит его в пост и превратить?
avatar
ну я все довольно поверхностно расписал, плюс это по большей части лишь мое личное мнение, так что будет вдохновение — распишу подробнее отдельным постом, пока такого желания нет)
avatar
поставил плагин запрета минусовать, проверял
пока не пашет:)
avatar
пашет.
avatar
а зачем такой? у человека должен быть выбор
avatar
ХЗ, активное большинство попросило грохнуть минуса. Оно и к лучшему, у нас тут нет мудаков, которым нужно минусовать. Пусть сообщество побудет позитивным.
Для минусов всегда найдется аргумент, чтобы из вернуть.
avatar
зачем тогда кнопка минус? оставили бы подобие лойса и все)
avatar
движок такой
avatar
кнопку удалить можно, но не моими руками, надо программеров звать.
Чуть позже.

Оставить комментарий