Теория венгерской невероятности, или Сон в зимнюю ночь

Автор parnikel

Доброго здоровья всем людям планеты Земля! Кроме тех, разумеется, что потворствуют невоспитанным малолетним гадёнышам.
Хочу поведать всему цивилизованному МОТОмиру о необычайном (а о других как-то не интересно рассказывать) мотоцикле. Действительно уникальном образце, и реальном воплощении технического прогресса своей эпохи. Какой же мотоцикл я собираюсь представить Вашему вниманию? Самый обычный — Pannonia, но только не самой массовой модели. Началась эта история год назад, когда мой Друг и сосед попросил притащить на прицепе «пакет» из разнообразного паннонинского барахла. За эту услугу мне торжественно была обещана «доля» из будущей кучи паннонинских железяк…
Закинув в машинку несколько крепёжных ремней и запас чистой ветоши, сообща отправляемся на «стрелку» с продавцом подержаных венгерских мотоциклов. Обставлено всё было по законам детективного жанра. Несколько предварительных звонков с датами и местами встреч. Потом наше одинокое ожидание, и новый звонок с новыми координатами. Вероятно осторожный мужичок играл в шпионов и явно хотел убедиться, что за нами нет «хвоста»! Наконец определившись с нашей «чистотой», мужчинка произнёс окончательную точку встречи. Отмахав 30 километров от столицы Белоруссии, замираем на неприметном повороте в лесной массив. После четверти часа ожидания, замечаем крадущийся к нам побитый жизнью минивэн. Моргание фарами, в знак приветствия, и осторожно вползаю следом за хаотично подпрыгивающими на ухабах габаритными огнями во мрак лесной сени. Дорожка петляет между деревьев совершенно хаотично, причём время от времени попадающиеся около неё кучки мусора, явно указывают на наличие рядом человеческого поселения. Хотя, что это я? Ведь Человеку не свойственно такое поведение! Догадка подтвердилась очень быстро — это дачный кооператив какого-то НИИ. Теперь всё сходится — «дачи» научных сотрудников превращают в скотов. Это на работе нужно быть культурным и аккуратным. Можно и на дачной террасе, сидя за рюмкой и обозревая грядки с клубникой и редиской, вести высококультурные беседы с соседом (доктором наук). Но вот донести свой мусор до контейнера им явно «религия не позволяет»! Как же так! Встречаться у мусорных баков с «окружающим быдлом»?! Нет уж, фигушки! Мы тихонечко своё говнецо в лесу выбросим — пусть лесники убирают… В общем «элита», мать её…
Но к делу, вернее к Паннонии. Наш зашифрованный благодетель отворил изрядно поржавевшую створку ворот в цоколе трёхэтажной «недостройки». Разумеется, света не было… Понемногу «зрачок привык», и можно было осмотреться. Удручающая картина заваленного невероятным собранием разного бытового хлама помещения, никакого энтузиазма не вызывала. Зная по разговорам, что «почти три мотоцикла, плюс запчасти и коляска» должны находиться где-то под слоями пыльной херни, мы невесело переглянулись: "…придётся поработать…" Я совсем не отношу себя к фанатам венгерской марки, и честно говоря, перспектива провести половину выходного дня в окружении развалившихся пыльных диванов, трухлявых досок и мешков с полузасохшим цементом меня совсем не прельщала. С другой стороны, и «тянуть резину» было вовсе не рационально. Так что, сноровисто раскидав по сторонам нагромождения «бытовухи», мы с приятелем добрались до объекта нашего вояжа. Вытащив с помощью непечатной лексики железяки на улицу, произвели беглый осмотр и тщательный торг. Получив надлежащую сумму, продавец испарился, а мы скоренько закрепили на прицепе «трофеи» и махнули в обратный путь. На этом заканчивается вступление.

По приезде домой, всё привезенное «добро» было осмотрено уже более придирчиво. Мой натренированный взгляд мгновенно определил, что с одним из мотоциклов «что-то явно не так…». Именно этот экземпляр я и пожелал в свою бездонную копилку. Ровно год с небольшим эта чёрная штуковина пылилась под дальней стеной «запасников». Поскольку щитки и колёса были практически истлевшей ржавой трухой, то я сразу скинул ненужный металлолом в кучу прочих ржавых железок. Временно вставил колёса от ИЖа,

для удобства транспортировки. В таком виде сегодня утром «Паннония странной модели» и попалась мне на глаза. Настроение было «боевое», и не долго думая возникло жгучее желание поставить все точки над «Ё».Причём сделать это непременно в последний день осени, чтобы не оставлять материал покрываться налётом ржавчины в период зимнего анабиоза. Да и впадать в спячку лучше с осознанием выполненого долга.Перекинув остатки мотоцикла на транспортёрную тележку, везу пациента в операционную.

Вместо хирургического стола накрыл чистым картоном пол в мастерской и приступил к первичному осмотру оперируемого. Даже мимолётного взгляда достаточно, чтобы опознать «противоположный пол» больного. Поясню. ВСЕ известные мне до сегодняшнего дня мотоциклы «Паннония» имеют двухтактные моторы. То, что я созерцал перед собой, было ЧЕТЫРЁХТАКТНЫМ!

Без малейших усилий угадывалась характерная «паннонинская» рама (хотя и несколько уменьшенная в габаритах). Бензобак просто кричал о мадьярских умельцах глубокой штамповки, а бардачки хоть и немного отклонялись от привычного дизайна, но соответствовали стилю ортодоксальных венгерских мотоциклов. Сам двигатель полностью вписывался в каноны «зализанного» паннонинского движка, и отличался лишь одной (!) выхлопной трубой,

и отсутствию привычных «часов» указателя включенной передачи.

Хотя такой указатель имелся в другом месте, и был исполнен остроумно и изящно.

Ну что же, приступим к вскрытию. Прежде всего, откручу-ка я выхлопную трубу. Оба-на… Вот так красота — вы только посмотрите на фланец крепления трубы!



Замечательно задумано, прекрасно исполнено! Нет, ребята, это явно не массовая модель. Возможно прототип или «уникалка» заводских спортсменов. И что-то мне напоминает сама выхлопная труба? Ну-ка, ну-ка… Хорошо, что на расстоянии вытянутой руки случайно оказался выздоравливающий из палаты «BMW». Прикладываю для сравнения «прямую кишку» к германскому образцу — оооочень похожи, но не близнецы.

Ладненько. Продолжаю изучать органы оперируемого пациента. Вскрыв левую боковину, удивлённо присвистываю — «а генератор у парня совсем не паннонинский,

больше на ЯВУ похож, только что-то реле-регулятора нигде не видать». Проследив проводку, открываю правый бардачёк. О чудо! Этот инструментальный ящик предназначен исключительно для реле! Оригинально. И тоже не «по-паннонински»…

Тем временем откручены и вынуты все шпильки крепления мотора к раме. Бережно вытаскиваю «сердце» из чёрного скелета.

Ещё раз убеждаюсь, что хотя и с натяжкой, но характерные черты массовой мото-мадьярщины присутствуют во всех деталях. Оставляю раму скучать на полу, и с красной от натуги мордой несу моторчик на верстак.
Люблю работать с двигателями! Здесь всегда всё чётко и логично. Симфония в металле… Для начала солью масло из картера, где тут у него пробка? …Твою мать!

Скажите честно, дорогие читатели — Вы видели когда-нибудь ТАКИЕ пробки?! Этот крест может означать всё, что угодно. При желании, я мог бы сто страниц аллегорий придумать, но сейчас только очистил «крест» от гноя, глины и кокса, да нахлобучил ключ на 18 на одну грань. Открутилось всё на удивление легко. По опыту знаю, что в таком месте размещают обычно маслянный фильтр (в 4Т моторах), и что сейчас потечёт на самая приятная и ароматная субстанция. Так и есть — выпал «сетчатый фильтр»,

вернее сгусток омерзительных маслянистых соплей с сетчатым стаканчиком внутри. Это совсем не похоже на знаменитые «овощные консервы Globus» венгерского производства… Пусть пока опорожняется картер, а я тем временем вскрою вторую боковую крышку. Блин… До чего же паскудная жижа стекает со всех деталей!

А вот сами детали производят весьма приятное впечатление. Сделано красиво и качественно. Это уже похоже на Паннонию. Заодно примечаю удивительное решение смазки коленвала. Посмотрите — масляный канал отлит прямо в крышке двигателя и выходит в торец цапфы вала. А чтобы не морочиться с разными трубками и прочей точной и сложной хернёй, венгры уплотнили соединение обычным сальником!

Оригинально. Никогда такого не видел. Хотя, хватит пялиться и пачкать руки о маслоподобное дерьмо. Пускай сползают в поддон жирно-грязные сгустки, а я тем временем трепанирую черепную коробку. Начинаю вскрытие…
Неспешно отворачиваю шесть болтиков крепления клапанной крышки. Приподнимаю. И медленно опускаюсь на задницу… Люди! Вы видите то же самое, что и я ?!

Цепь… Это же верхний распредвал! В Паннонии! В пятидесятые годы (а мотоцикл в целом недвусмысленно даёт понять, что сделан именно в пятидесятые)! Обалдеть (цензура моя)! …или я сошёл с ума? Дрожащими руками придвигаю стул и несколько минут молча смотрю на потрясающее ЧУДО.

Вне всякого сомнения, передо мной уникальная вещь. Теперь я абсолютно уверен, что это либо спортивная машина заводской команды, либо прототип, так и не ставший впоследствии серийным мотоциклом. А очень жаль — подобная вещь могла коренным образом повлиять на наши тогдашние представления о мотоциклах в целом. Подобные схемы в 50-х г.г. применяли исключительно в гоночных и спортивных (не из дешёвых!) мотоциклах. Значит и характеристики должны быть на высоте.

Меряю диаметр цилиндра и ход поршня — 60 на 61.8 мм, получается практически ровно 175 кубиков.

Не совсем привычная кубатура, хотя советский «Ковровец» имел точно такую же. А вот если посмотреть в Европу, то там это было привычно и массово распространено. И ГДР-овские немцы, и поляки и чехи имели в программах своих мотозаводов не по одной модели с такими объёмами. Ну а западнее «Берлинской стены» и вовсе не счесть подобных конструкций. Так вот куда «прицеливались» амбициозные венгры! Моторынок Европы переживал настоящий бум, но чтобы добиться успеха, нужно было сотворить настоящее чудо. Это «чудо» передо мной. Фантастика! Осталось вымыть руки, и за кружкой чая (плюс тарелка с пирожками, от моей супруги!) полазить в виртуальной сокровищнице коллективного разума — может кто уже хвастался подобным раритетом, или скорбит об утрате такого экземпляра…
Перерыв интернеты, я не нашёл даже следа упоминания о чём-либо подобном. Причин может быть сколько угодно. От банальной утраты архивов на заводе, до политического решения Венгерской Компартии — чтобы не создавать конкуренции остальным социалистическим мотозаводам. Как вариант, мотоцикл попал в руки советских солдат (но вероятнее офицеров), и был вывезен в СССР во время «Венгерской революции»? Можно придумать и иные варианты. Неизменно только наличие реального мотоцикла у меня в мастерской — это на сегодня самое главное! Теперь можно спокойно дрыхнуть до весны, и видеть приятные и фантастические сны с ослепительно счастливым финалом.
А может весь этот рассказ уже и есть Зимний сон?


3 комментария
avatar
Потрясающе.
Заволновался вместе с автором, заразительный слог:)
avatar
тест
avatar
проверка

Оставить комментарий