Трансальп. Сцепление по-взрослому



На протяжении последнего года-двух была замечена интересная особенность на моем трансальпе. Самопроизвольно выбирался свободный ход рычага сцепления и сцепление начинало пробуксовывать примерно после 5000 тысяч оборотов. Приходилось примерно раз в 1000-1500км приходилось укорачивать рубашку троса, регулируя ее длину гайками у крышки картера. После этого свободный ход появлялся и сцепление переставало пробуксовывать. Весь 2016 год я откатал так, списав это на естественный износ сцепления. Однако в 2017 году интервал «регулировки» сократился в трое и теперь приходилось припускать трос каждые 500км, а резьба на рубашке не была бесконечной.

Параллельно этому, весной 2017, я стал использовать вместо дорогого «мотомасла», дешевое «автомасло» (про это читать тут). И где-то в середине июля перестал помогать припуск троса. Ручка имела свободный ход, но мотоцикл не хотел разгоняться быстрее 120км/ч. После 5500об/мин начиналась пробуксовка. Обороты взлетали до 8000, а скорость не росла. Я уже и сам понимал, что пришло время менять сцепление. Оно просто кончилось. Тут же слетелись жертвы маркетологов (я называю их «свидетели мотюля»), которые стали говорить: «мы тебя предупреждали, это все из-за автомасла». Но они были посланы лесом, ибо вся свистопляска с проскальзыванием и припуском троса началась еще в том году. Еще на мотюле 5100. Плюс ко всему мотоцикл прекрасно проехал в этом году на автомасле несколько тысяч км. Да, как и в прошлом году, время от времени требовался припуск троса. («укорачивание» рубашки). И только сейчас это перестало помогать. Я вижу в этих процессах закономерность, не зависящую от используемого масла. Я решил, что намеренно залью «автомасло» с новым комплектом сцепления чтобы доказать, что я прав. Ну а если нет, то посыплю голову пеплом покаюсь и пойду за мотюлем. Мне надоели ехидные подкольчики знакомых и малознакомых людей, основанные на слухах и эффективной работе маркетологов. Я верю только фактам и собственному опыту. Этот путь труден, но он самый правильный и дает подтвержденные результаты. Опять же, я не таю в секрете эти результаты. Я делюсь ими с людьми, какими бы они не были. Положительными или отрицательными. Хотя в нашем случае отрицательный опыт это все равно опыт.

Я продолжал пока ездить, на слегка буксующем сцеплении, так как мой мотоцикл – это мое единственное транспортное средство. Приходилось ездить внатяг, избегая резких маневров и ускорений. Морально я себя готовил, что скоро нужно будет менять сцепление. Размышляя на эту тему мне показалось странным, что год назад, при переборке мотора, около 10.000км назад, я измерял фрикционы и согласно мануалу, они находились в пределах допуска. Что подтверждало слова предыдущего владельца о том, что сцепление перед продажей он менял. В голову вкрадывались предательские мысли касательно правдивости пророчеств «свидетелей мотюля». Но я отгонял эти мысли прочь. Все точки над Ё должно было поставить только вскрытие.

К моменту, когда мною были закуплены новые фрикционы и усиленные пружины, мотоцикл уже пару дней как еле ехал 90км/ч и пробуксовки начинались уже на 4000 оборотах в минуту. Повинуясь своей интуиции, я хотел было сразу поменять и промежуточные (стальные) диски, но найти их в Москве оказалось проблематично. Никто не держит запчасти в деньги на складе. Только заказывать. А это время. Его у меня не было. Сезон же, мать его.



Итак, настало время Ч. Разобрал мотоцикл и узрел, что:
1. Старые фрикционы остались в допуске. Что было очень странно, но оставлять я их не собирался, так как вся корзина снова в фрикционной пыли. Не нравится мне этот нонейм, тем-более, что у меня лежит новый комплект брендовых фрикционов.

2. Еще более странен был износ промежуточных дисков сцепления. Четко видна ступенька на рабочей поверхности. Это реально плохо. Они требуют замены. (фото) Черт! Почему изнашиваются стальные, а не фрикционные диски? Не понимаю.



3. Износ опорных плоскостей стакана и крышки сцепления. Это вот совсем не хорошо. В перспективе придется менять и эти узлы.



4. Пружины в допуске, но все равно заменим новыми, вероятно они просто устали.

Поскольку мне очень нужно было ехать в путь на следующий день, было решено собрать как есть, поменяв пока только фрикционы и пружины. Заказать промежуточные диски, а пока они будут ехать ко мне по почте, я поезжу как есть. Может даже дотяну до осени, а зимой поменяю все сразу, решил я и приступил к работе.



После сборки, мотоцикл с новыми фрикционами и пружинами ехал гораздо резвее, что не могло меня не радовать. В динамике совсем не было пробуксовок, они начинались только после 6500 оборотов. Меня это вполне устраивало. «Ну до осени дотянем» — повторив слова домовенка Кузи, я стал собираться в дорогу – в Судогодский район Владимирской области.



Я прекрасно доехал туда, мотор сильно не крутил, мотоцикл уверенно держал крейсер 120км/ч. Дорога туда около 250км. Добрался хорошо. Там покатался по округе, по грунтовкам километров 50, покрутил движок, с пробуксовками повваливал от души по песку. Все было просто прекрасно.



Мотоцикл тянул хорошо. На следующий день, заправив полный бак, я тронулся обратно. Проехав 40 км по владимирской объездной дороге, произошло следующее: (для нетерпеливых смотреть с 0:50)



Только что я валил 120км/ч, спустился в низину, а на подъеме, за какие-то пару десятков секунд у меня пропало сцепление. Совсем. Да так, что мотоцикл катился лишь по инерции. Озадаченный я остановился у заправки Лукойл. «Очень, млять, символично» — подумал я. Может это уже высшие силы мне намекают что я ошибаюсь, и правда не стоит лить автомасло? А что если «свидетели мотюля» были правы?



Да не, бред какой-то! Но как же опыт старших товарищей с Трансальп-клуба? Несколько человек не могут ошибаться! Однако действительность была ярче и сильнее. Мотоцикл ехать не хотел от слова вообще. Включенная передача, отпущенное сцепление, двигатель на 5000+ оборотах. Никакой попытки тронуться. Все, приехали. Понимая, что «раскидать» здесь мотоцикл – смысла нет никакого, я взялся за мобильник.





«Конец простой, пришел тягач,
и там был тросс, и там был врач,
и МАЗ попал куда положено ему…»


Высоцкий В.С. ©

Через форум Трансальп-клуба и общих знакомых меня выручил хороший дядька по имени Денис, который доставил меня до дома эти 200км. За что низкий ему поклон. Денег брать не хотел с меня. Я настоял.



На следущий день, я в 8 утра рванул разбирать мотоцикл. Дико было интересно, что же там случилось! Обескураживало исправное сопротивление пружин, ощущаемое на ручке сцепления. Все вроде хорошо. И должно работать, а не работает. Что могло произойти? Открутилась гайка сцепления? Вряд ли – затянута хорошо, накернена. Да и были бы шумы или еще чего похуже. Возможно отломилась одна из изношенных прижимных тарелок, на стакане или прижимной крышке? Вот это возможно. И диски болтаются сами по себе. Это был единственный рабочий вариант. Однако начав разбирать, я узрел следующее.



Дальнейшая разборка и детальный выявил следующее:
1. Промежуточные диски – сгорели к хренам. Выработка 0.2мм на каждом. На замену.



Примечательно то, что в сервис-мануале нет номинальных толщин для промежуточных дисков. От слова совсем. Даны данные проверки на искривление и все. Видимо они считаются «вечными» и при малейшем внешнем износе подлежат замене. В регламентном ТО они тоже не значатся. Типа не должны изнашиваться? Фрикционы есть. Промежуточных нет.

2. Тарелки стакана и крышки целы, но хорошо выработаны. Суммарная выработка обоих тарелок 0.5мм. На замену.



3. Фрикционы в допуске. Шероховатые, не жженые. Оставляем.
4. Пружины в допуске. Новые. Оставляем.



Итого, что имеем: на весь пакет сцепления недобор толщины около 2мм из-за выработки деталей сцепления, опорных тарелок и промежуточных дисков. Так почему же 300+км назад мотоцикл бодро ехал? Почему, пусть и ненадолго, ему помогла замена фрикционов? Начал разбираться.



А дело оказалось вот в чем: старые фрикционы имели рабочую плоскость несколько уже, чем новые. Они проточили выработку в рабочей плоскости промежуточных дисков определенной ширины, со ступенькой. Как на рисунке ниже слева. Толщины пакета («а» на рисунке ниже) перестало хватать, сцепление начало пробуксовывать.
Да, я знаю, что фрикционы не могли проточить в промежуточных дисках ничего. Должно быть наоборот. Но нем не менее, что есть то есть. Возможно это естественный износ за 16 лет, а возможно нонейм фрикционы были слишком жесткими – не знаю.



После того как я собрал с новыми фрикционами, они оказались чуть шире на 1мм. И оперлись на ступеньку на промежуточных дисках этим миллиметром. («пятно контакта» на рисунке.) Получился бутерброд, как на рисунке посередине. Суммарная толщина всего пакета была достигнута («б» на рисунке), но при этом общая рабочая плоскость трения была едва-ли 5% от требуемой максимально необходимой. Тогда, при сборке я этого не заметил/не понял. Сцепление заработало, но не на долго. Итак, а что сделала эта ступенька на промежуточных дисках при нагрузке? Правильно! Проточила фрикционы в месте контакта. Вот он, видите? так на всех дисках.



Но не сразу, а в течении этих 300+км. В момент, когда сцепление пропало совсем, просто был достигнут критический размер выработки и пакет сцепления снова «схлопнулся». («с» на рисунке). И сцепление пропало вовсе. Промежуточные диски подгорели от трения, моих потуг тронуться, когда мотоцикл уже не мог ехать. Делать было нечего, мною были заказаны изношенные детали:



Стакан сцепления — №4 — 22120-MBA-000 — 1шт
Крышка сцепления №9 — 22350-MS6-921 — 1шт
Промежуточные диски — №8 — 22321-MN8-000 — 7 шт
Гайка сцепления. Она тут 1-2 разовая. №18 — 90236-HA0-000 -1 шт
Фрикционы, как и было решено ранее, я оставил эти. Мотоцикл был оставлен в разобранном состоянии ожидать посылку с запчастями из Японии. Потянулись долгие дни ожидания. Погода конечно наладилась, 30°С и никаких дождей. Понятно, как обычно.



Через 2 недели все приехало, я быстро собрал мотоцикл. За какие-то пару часов. (Черт, да я скоро смогу сдавать норматив по замене сцепления на этом моторе!) На фото ниже уже все поменяно. в руке — старые запчасти.



Как и решено было ранее, я залил прежнее недорогое отечественное «автомобильное» моторное масло по цене 150р за литр. И мотоцикл с новым сцеплением очень и очень бодро поехал. На момент написания статьи он преодолел расстояние 500+км, Мотор крутится до пиковых 8000 оборотов в минуту. На любом диапазоне оборотов отклик на ручку газа мгновенный. Пробуксовок нет вообще. Рвет буквально из-под задницы. Посему тему маслосрача для себя считаю закрытой навсегда. «Свидетели мотюля» идут… за мотюлем.



Вынес для себя из этой истории:
1. Кроилово ведет к попадалову. Мне следовало обратить более серьезное внимание на остальные детали еще при первой разборке. Не следовало торопиться, возможно нужно было отменить поездку. В общем сам себе добавил работы. Понадеялся, что прокатит. Не прокатило.
2. При неизвестном статусе сцепления достаточно с собой возить один промежуточный диск. Установив его, еще там на заправке, я смог бы доехать сам. Просто «добрав» им, недостающую толщину пакета.
3. Что явилось следствием такого сильного износа стальных дисков – не понятно. Либо левые фрикционы, либо огромный пробег мотоцикла. О чем косвенно свидетельствует сломавшийся пополам тросик спидометра. В первый же день после сборки. Сколько же кругов ты прошла, солнышко…



Кому интересна финансовая составляющая:
Фрикционы 2900, пружины 700, эвакуатор 5000, детали сцепления и доставка 10000р. (2 раза поменял сцепление, просрал 3 недели сезона и прекрасной погоды)

Всем добра и поменьше геморроя.
У меня все, можете пинать.
Mrak2k © 2017.

Похожие записи

4 комментария
avatar
прекрасный текст
avatar
Заправка Лукойл это был намек — своих не бросаем ;)
avatar
в какой то степени да, я порадовался, что встал не в поле.
попил кофе на заправке.
сзади виднелась гостинничка. в принципе карточку тут принимают, наличка у меня есть. если не уеду сегодня — заночую тут подумал я. еще только суббота. в принципе можно было и там мот раскидать, понять, что нужен +один стальной диск и все поедет. масло купил бы там же, на заправке.
avatar
Вот наверное по этой причине я и стал в этом году лить в свой мопэд минеральный Лукойл. Стоит три гроша, продаётся в любой овощной лавке а мотор работает на нём не жуже и не лучше чем на Мотюле, ЛиквиМолли, Эни и уж тем боле на, прости Будда, Кастроле.

Оставить комментарий