Опыт светодиодного тюнинга и установка ксенона в BMW R1200ST (Вариант 2)

Когда я начинал этот проект по светодиодному тюнингу своего мотоцикла я обладал близкими к нулевым знаниями об этом предмете. Ну а правда, по образованию я химик, про профессии руководитель. Все что я знал о светодиодах, это то что это такие штуки, которые светят. И все.
Поэтому я попытаюсь рассказать тебе дорогой читатель о светодиодах языком нуба. Точнее я даже не буду пытаться рассказать о том что такое светодиоды, потому что есть ресурсы где об этом расскажут лучше и правильнее. А я буду писать о том, почему и как я сделал так.
Вопрос, который мне задают чаще всего — зачем? Отвечаю — фара была «праворульная» поэтому решил переделать в леворульную, а получилось вона как.

Итак, светодиоды бывают цветными и белого света. На самом деле сам кристалл белый свет излучать не может, он может излучать только в узком диапазоне длин волн, т.е. одноцветно или по научному монохромно. Но хитрые ученые подумали-подумали и сделали бутерброд, снизу ультрафиолетовый диод, а сверху люминофор. Диод освещает люминофор УФ светом, а тот в ответ начинает излучать белый. Хитрые!
С соответствии с выбранным люминофором, белые светодиоды излучают белый свет разной цветовой температуры. От голубого «ксенонового» 6000К до теплого «лампового» 2500К. Все это есть в их характеристиках.

Еще светодиоды различаются по мощности. Чем выше мощность тем ярче. Однако есть еще зависимость от цвета. Синие, одинаковой мощности с красными светят ярче. Но это детали.

Кроме того, светодиоды более свежих поколений светят ярче при той-же мощности — прогресс не стоит на месте.

Однако вернемся к мотоциклу.
Моей целью максимум было

1. Сделать ДХО
2. Задний фонарь стоп/габарит
3. Поворотники

Выполнено два первых пункта, на третий не хватило пороху и сил, но в межсезонье я думаю вернуться к этому вопросу.

Какие светодиоды бывают.
Их Дофига! Для себя я выделил два основных
1. Под которые надо делать печатную плату
2. Под которые не надо делать печатную плату.

От изготовления печатных плат я в этот раз отказался, но думаю как раз вернуться к этому вопросу при будущем тюнинге поворотников и, если приспичит, новой переделке ДХО в фаре.

Итак я остановился на варианте со светодиодами типа Cree…

Точнее нет, сначала я еще прошлым летом поигрался с готовыми COB полосками типа таких
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга
как оказалось, они годятся только как декоративная подсветка, так как для того что быть ДХО им банально не хватает яркости.

Так вот, почитав профильных форумов, а главное сообществ на Drive2 я остановился на Cree XTE XT-E диодах мощностью до 5Ватт в ДХО и 3-х ватных красных Cree XP-E XPE для заднего фонаря. Для ДХО я выбрал LED с цветовой температурой 4000K. Кстати такой же температуры Ксеноновые лампы.

Эти диоды при работе в 12 вольтовой сети автомобиля надо устанавливать по 3 штуки последовательно, так как у них потребление по 3,3В на нос. При установке по 4 шт их яркость существенно падает. Проверял самолично. Поэтому все расчитывалось кратным 3.

Для питания ДХО я использовал 900 мА драйверы, что означает, что реальная мощность каждого светодиода составит 0,9*3,3=3 Ватта. Реально измеренный ток 0,7А (китайцы, что с них взять) что означает реальную мощность около 2,3 Ватта на одном светодиоде.

Каждый такой светодиод крепится к алюминиевой подложке диаметром 20 мм. Так как Мощные светодиоды не только мощно светят, но и не хило греются необходимо обустроить охлаждение. Но об этом чуть позжу.

Итак я начал с задних фонарей.
Из оргстекла толщиной 10 мм было выпилен вот такой корпус
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга

В него вставлены с одной стороны 3 сборки по 3 светодиодов Cree XP-E XPE красного свечения, а с другой стороны 9 линз с углом рассеивания 120°.
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга

для охлаждения сзади на термоклей приклеены радиаторы, на картинке ниже еще не оконченная картина, но смысл понятен.
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга

Подключено через драйверы 300 мА, что дает мощность по 1 Ватту на диод, что более чем достаточно для стоп-сигналов. Для реализации фишки Габариты/стопсигналы центральная секция из 3-х диодов подключена через контроллер как ни странно ДХО, от одного российского умельца. Там у него несколько функций, но я использовал только две.
При подаче электричества напрямую (питание габарита) диоды с помощью ШИМ модуляции работают на малой яркости (на самом деле мигают), а при подаче на вход контроллера электричества от сигнала тормоза, они разгораются на полную мощность. Две боковые секции просто питаются по проводу от сигнала тормоза.
Таким образом в режиме габаритов не ярко горит только три средних светодиода, а при нажатии на тормоз все 9 вспыхивают ярко.

Что бы впихнуть это все в фонарь, он был расклеен по стыку отражателя и рассеивателя, внутри подпилено место для установки сборки, питание подключено к переделанному цоколю лампы, так что снаружи подключение фонаря осталось штатным. В ходе сборке выяснился косяк. Ранее ГРЗ освещался габаритной лампой через специальное окошко. Дабы не плодить сущностей в сборку была добавлена обычная лампочка накаливания :) для освещения ГРЗ. Кроме того эта лампочка подтверждает БК что сзади все хорошо.

Так как если просто подключить светодиоды, комп будет сигнализировать о перегоревшей передней лампе.

Честно скажу, результатом по заднему свету я очень доволен.

ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга и установка ксенона

Видео, как работает:


Фара И ДХО

С фарой это конечно отдельный секс, но глаза боятся руки делают. Получилось не сразу, а то что получилось со второго заходу хоть и не перфект, но уже не ужас-ужас, что вышел с первого.

Итак, для того что бы что-то запихнуть внутрь фары, её следует для начала разобрать. А разобрать фару BMW это вам не фунт изюму, а склеено все на термостойкий герметик нас совесть. Так что, если что то настраивайтесь на медленный и нервный процесс отрыва секла от корпуса. Вероятнее всего в результате всей операции корпус будет несколько покоцан, что в целом ни на что не влияет. Итак спустя некоторое время вы внутри фары.
Родные ломпочки H4 вынуты, на их место установлены линзы для ксенонового света. Подробнее о ксеноне в первой части.

Снова из оргстекла толщиной 10 мм выпиливаем вот такую штуку
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга
Под неё готовим 2 сборки по три Cree XTE XT-E снизу
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга
а сверху украшаем линзами с рассеиванием в 45° — так что бы они светили в основном вперед.
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга
Монтируем все это хозяйство в алюминиевый швеллер
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга

делаем крепеж, обклеиваем с помощью термоклея радиаторами и крепим в фару
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга

Была у меня мысль закрыть это все дело рассеивателем, но что-то не получилось. Из молочного оргстекла вышло не очень, а специального рифленого я быстро не нашел.

Питаются сборки от двух 900 мА драйверов, которые стоят в фаре.

Питание как самих диодов, так и ксеноновых ламп осуществляется с отдельно проложенного прямо от АКБ провода через два реле. Реле запитаны от + бензонасоса через датчик света таким образом, что когда светло горит ДХО, а когда темнеет, ДХО гаснут, а загораются Ксеноновые фары ближнего света. Кроме того реализовано, что когда включается дальний свет, то срабатывают не только шторки в линзах, но и загораются светодиоды ДХО.

Блок с датчиком света живет под правым обтекателем, так что бы к нему модно было быстро добраться снаружи
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга

Блоки розжига и балласт ксенона закреплены на кронштейне крепления переднего обтекателя.

ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга

Даже при ярком солнечном свете ДХО сильно выделяют мотоцикл, гораздо ярче чем ксенон или галоген в фаре.
ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга

Собрал фару на ацетатном силиконовом герметике. Прикрутил все. Вроде все работает как задумано. Датчик света настроил под не очень темные сумерки. Специально катался вечером, переключилось. Но надо будет поставить клавишу принудительного переключения с ДХО на ближний.

ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга

ТехЗона: Первый опыт светодиодного тюнинга и установка ксенона

Видео, как это работает


Все светодиоды, драйвера к ним, линзы покупал на ebay в магазине electronic.alice
Реле, диоды, конденсаторы, провода, припой, флюс и новый паяльник в магазине Чип и Дип
Швеллер в Максидоме
Контроллер ДХО у чувака на DRIVE2, кстати еще один у меня остался.

Должен сказать, что в описании это мои финальные итерации, по факту было еще множество промежуточного секса с совсем уж кривым результатом.

2 комментария
avatar
чем бы дите не тешилось… ;)
я себе вперед поставил Osram Silver Star 2 и как-то не парюсь)

а вообще на самом деле круто (особенно задний стоп-сигнал)
avatar
я те говорю, знал бы не полез бы. А так — попала белка в колесо, беги и не мяукай.
Последний раз редактировалось

Оставить комментарий