Автоматическая коробка на мотоцикле. Honda DCT.

Большинство мотоциклистов знакомы с автоматическими коробками только по скутерам, на которых ставится вариатор. Но с 2010 года на мотоциклах Хонда стали устанавливаться коробки DСT.

Следует сразу отметить, что КПП которую ставят на мотоциклы Хонда не является в полной мере «Автоматической коробкой» в том значении которое обычно соответствует этому словосочетанию. В ней нет ни фрикционов, ни планетарных передач, ни гидротрансформатора.
Коробка DCT — это механическая коробка с роботизированным переключением передач. И более того у неё 2 (два) сцепления. DCT — Dual Clutch Transmission. Трансмиссия с двумя сцеплениями. С этой стороны она родственна автомобильным коробкам типа DSG у Фольксвагена или Getrag Powershift у Форда. Но сама коробка остается «мотоциклетного» типа с шестернями постоянного зацепления и кулачковыми муфтами.

Как же устроена эта коробка и зачем ей два сцепления?
HONDA 6ст DCT 2го поколения
HONDA 6ст DCT 2го поколения


Итак крутящий момент от коленвала через два трехдисковых «мокрых» сцепления приходит на 2 ведущих вала. Один из этих валов проходит внутри другого. Внутренний вал приводит в действие ведущие шестерни нечетных 1,3 и 5-ой передач, а на второй, наружный, насажены шестерни четных 2, 4 и 6-ой передач



Когда вы трогаетесь электроника с промощью электромотора включает сразу 1 и 2 передачи, и смыкает сцепление внутреннего вала. Поехали. Когда приходит время переключения на вторую, разжимается сцепление внутреннего вала, зажимается сцепление наружного, и параллельно замыкается 3-я… и так далее. То есть переключения происходят «бесшовно» без разрыва предачи крутящего момента на колесо.

Самое сложное в этом процессе это правильно настроить приводы сцеплений и научить электронику не только правильно последовательно переключать передачи в зависимости от условий, но и уметь предвидеть куда должно быть следующее переключение — вверх или вниз. Потому что когда вы движетесь на 4 передаче и у вас уже превыбрана пятая, но вы начинаете притормаживать, ЭБУ понимает что надо срочно, пока еще вы не вышли из зоны оборотов 4 передачи, менять 5 на 3. В общем научить коробку правильно ездить тот еще секс и куча времени.

Вот так выглядит привод переключения передач
Вот так выглядит привод переключения передач


Таком образом роботизированная коробка смены передач для мотоциклов получается не сильно больше обычной механической, может использовать обычные надежные шестерни и при этом позволяет переключать автоматически передачи без разрыва крутящего момента на колесе.

Центральный процессор который отвечает за работу коробки передач собирает данные с многочисленных датчиков, начиная от оборотов двигателя и заканчивая углом продольного и поперечного наклона мотоцикла, и на основании этого выдает команды исполняющим механизмам.



И именно создание релевантной системы правильно пререключающей прередачи и было самой большой проблемой у Honda. Первые поколения DCT вызывали немало нареканий, позволяя себе переключать передачи во время когда мотоцикл находился в наклоне в повороте.

Вот как было в первой версии DCT и как стало во втором поколении

До и после появления системы понимающей как едет мотоцикл

Теперь передачи не переключаются в связках поворотов, до выхода удерживается одна передача.
Во втором же поколении изменилась и система отвечающая за выбор режима работы трансмиссии

Из ручного режима система теперь имеет возможность сама вернуться в автоматический режим.

На сегодня у коробки DCT 2 автоматических режима обычный и «спортивный». Во втором случае передачи переключаются позднее и резче. Обороты мотора поддерживаются в зоне близкой к максимальному моменту. В то время когда в «обычном» режиме передачи меняются раньше, плавнее и работа больше настроена на комфорт и топливную экономию.

Для DCT устанавливаемой на Honda Africa Twin CRF1000, кроме переключалки передач на руле (когда кпп а «ручном режиме») есть опциональная лапка под левой ногой.


В новом поколении DCT сцепление не постоянно сжато на максимум, а линия его максимального момента которое оно держит без проскальзывания идет параллельно крутящему моменту мотора, таким образом реализовано его проскальзывание в случаях если появляется резкая пульсация момента, например при неаккуратном обращении с ручкой газа. Это помогает более плавному и комфортному управлению мотоциклом. Это аналогично тому когда мотоциклист «травит» сцеплением например пробираясь в пробке или разворачиваясь на узкой улице.
Кнопка G

На Honda Africa Twin CRF1000 есть еще кнопочка G -которая будучи нажатой расширяет разницу между моментом выдаваемым мотором и запасом по сцеплению, что позволяет напримет слайдить на грунте.
Так же современная система DCT уставновленная на Honda Africa Twin CRF1000 может отслеживать продольный уклон и тем самым позволяет тормозить двигателем на спуске не переключаясь вверх. Ну или наоборот при подъеме удерживает передачу ниже.

В целом конечно автоматическая коробка для большинства мотоциклистов это благо. А хорошоработающая это двойное благо. Все холивары на моторесурсах подобны таким же
на автофорумах, но отгремевшим уже более десяти лет назад, когда каждый первый бил себя пяткой в грудь, утверждая, что он никогда в жизни не пересядет на богомерзкий автомат. Но…

С другой стороны, до полного перехода на электропривод осталось не так уж и много и большинство из нас доживет до того момента когда коробка переключения передач на мотоцикле канет в лету и останется лишь в учебниках по истории техники.

Похожие записи

0 комментариев

Оставить комментарий