Радиосвязь в дороге

Порой перед путешествующими мотоциклистами встает вопрос, как организовать радиосвязь между мотоциклистом и другим мотоциклистом или мотоциклистом и автомобилем сопровождения? Пока вы не покинули зону покрытия сотовой сети самым разумным способом остается связь сотовая. В шлем при этом ставится bluetooth гарнитура коих разных множество. Большинство из них обеспечивают не только подключение к телефону и навигатору, но и интерком (гарнитура-гарнитура) связь по своим проприетарным протоколам. Например Cardo Scala в своей серии Packtalk с помощью мэш-технологии позволяет объединять до 15 мотоциклов в единую сеть с полным дуплексом.
Ну а если вы собрались покорять не густонаселенные сотовыми вышками европейские просторы, и есть желание закатиться в монгольские степи или африканские саванны, то там сотовая связь становится бесполезна и, следовательно, надо предпринимать дополнительные действия. Вот что говорит об этом Сергей Линьков, объехавший на мотоцикле добрую половину мира.

Почти на всех моих мотиках стоят всеволновые рации Yaesu, именно поэтому в моих шлемах, вы видите два микрофона, и соответственно четыре наушника (один комплект для рации, а второй это гарнитура телефона, музыки и навигатора), а на тех мотиках, где музыка и навигация проводная, то и два провода подключения.
1) Все эти VOX, Bluetooth модули для раций, ларингофоны и т.д. — все это в диких условиях полная лабуда, и устойчивую модуляцию не обеспечат, разве что в статике, а во время движения понимать собеседника вы будете плохо. Надежно работает только тангента с кнопкой, но грамотных гарнитур с кнопкой для мотошлемов не существует, а значит придется перепаивать и конфигурировать ее самому:(.
2) CB связи отказать — загаженный диапазон, все каналы буду забиты разными службами и грузовиками, пробиться можно будет только с большой мощностью, а места для такой станции и усилителя на мотике нет, да и электричества столько нет:( Я пользуюсь всеволновыми станциями Yaesu, но для этого нужно иметь разрешение радиолюбителя, причем и для мотоциклиста и для того кто в машине, и работаем мы в коротковолновом диапазоне с мощностью 20 ватт, и даже в этом случае устойчивая связь всего на 5 км, ну а неустойчивая в зависимости от рельефа может быть и до 20 км.
3) Радиостанций для мотоциклов на рынке практически нет (фактически только Yaesu FTM-10SR), но и она ставится не безусловно, а требует довольно серьезного вмешательства в электрику мотика, и жрет прилично :(
4) Антенна должна быть не только правильной, но и правильно установленной и с правильно проложенным кабелем, а это тот еще квест, не говоря уж об измерениях КСВ.
5) Любой косяк в установке, прокладке, настройке и в соединении элементов приведет к снижению эффективности связи:( В машине все проще конечно, там станция устанавливается блоком за пол дня, и час настройки. :)
Поэтому если вы не едете в места без связи связываться с радиостанциями не стоит. Лучшее решение телефон. Проблемы с набором решаются очень просто.

Или голосовой, или заводите телефон через навигатор и тупо набираете номер на экране или выбираете из телефонной книжки.
Чем плохи обычные «карманные» воки-токи? Они хорошо работают в режиме Машина — машина. В принципе тут можно пользоваться любыми станциями, но с мотиком это все не работает. Мы потратили несколько лет на конфигурацию и алгоритм более-менее устойчивой пары мотик- мотик и мотик — автомобиль. Было уничтожено десятки станций и комплектующих :(
Можете попробовать сами, будете удивлены, только пробуйте в движении и на скорости свыше 40 км/час и дальностью не меньше километра. Вы будете разочарованы :( Мы пробовали все, и Motorolla и Kenwood и портативные Yaesu, и Midland, но даже более-менее приемлемого результата при связи через шлем не смогли добиться.
Мы используем вот такие рации Yaesu FTM-10R, причем и в машину, и в мотик ставим автомобильные. Вся дополнительная лабуда, типа Bluetooth модуля, Bluetooth гарнитур, работает хреново, стоит дорого и абсолютно не нужна, хотя в автомобиле ими можно как-то пользоваться. А вот для мотика, мы разбираем тангенту, вытаскиваем плату из нее (потом прячем её в водонепроницаемом кейсике где-нибудь под пластиком), к ней припаиваем кнопку ПТТ от Альберта (это такие недорогие проводные комплекты раций для мото на 400 мгц), берем гарнитуру от нее же в шлем и перепаиваем все разъемы под Yaesu. Настраиваем на разрешенную и свободную радиолюбительскую частоту и программируем кнопку на панели на быстрый переход в диапазон CB, но только для прослушивания, что позволяет слушать грузовики и всякие предупреждения о засадах от дальнобойщиков:) Передавать в CB диапазоне нельзя, сгорит нахрен все:( Хотя если уменьшить мощность до пяти ватт (а лучше до двух) и поставить полутораметровую антенну, то можно и в CB работать, но смысла нет никакого:)

Если внимательно посмотрите на правую ручку моего BMW K1600GTL, то увидите выносную панель радиостанции, а слева (но ее не видно) на машинке кнопка тангенты. За маленькой квадратной сумочкой для трубок, джек для подключения гарнитуры. Основной блок рации под сидушкой, антенна выведена в крышку верхнего кофра, сделав его естественно несъемным:)
Верхний кофр самое высокое место на мотике, а это важно, антенна стоит по центру кофра, так что светит более-менее одинаково во все стороны, отражение минимальное, ну и от наводок мультимедийной системы и генератора далеко:)

Вот посмотрите БМВ на полицейские мотоциклы тоже антенну сзади на кофр ставит.
Тут изобретать велосипед смысла нет, поэтому пытаться пристроить антенну на передний обтекатель или еще куда практически невозможно. Радиосвязь — это все же очень тонкие настройки, исходя из возможностей транспортного средства конечно. А настройки эти очень важны исходя из цели ради которой ставятся станции на мотоцикл. Полиции проще, они работают через репитер, но у обычных людей в путешествиях такой возможности обычно нет:)

Похожие записи

1 комментарий
avatar
1) Все эти VOX, Bluetooth модули для раций, ларингофоны и т.д. — все это в диких условиях полная лабуда, и устойчивую модуляцию не обеспечат, разве что в статике, а во время движения понимать собеседника вы будете плохо. Надежно работает только тангента с кнопкой, но грамотных гарнитур с кнопкой для мотошлемов не существует, а значит придется перепаивать и конфигурировать ее самому:(.
Плюсую.
Я тоже прошел этот этап.
  • liner
  • 0

Оставить комментарий