Маслосрач. Моторные масла.



Давно не давала мне покоя эта тема. На каждом форуме существует многовековая 500-страничная тема про моторное масло для четырехтактных двигателей. Споры там длятся бесконечно. Что лить, что не лить, что плохое, а что хорошее. Ну, что же плеснем немного масла в этот огонь и мы.

Начну с того, что маркетологи и эффективные менеджеры (будь они неладны) уже давно успешно нас приучают, что в мотоциклы надо лить только специальное мотоциклетное моторное масло. Мол только оно предназначено для «мокрого» сцепления. И если не дай Бог, ты зальешь обычное «автомобильное» моторное масло – то мгновенно настанет полный и неминуемый кабздец мотору, сцеплению, коробке и так далее. И настырно твердят в одну дуду, что надо лить только «мотомасло». Некоторые из них утверждают, что надо лить только специальный «мотоантифриз», «мототормозуху». А есть даже те, кто утверждает, что нужно лить только «мотобензин» в мотоцикл. Если – нет, то все, кирдык. Я конечно шучу. Но в каждой шутке есть своя доля правды. Все было бы ничего, если бы эти мифические «мотоциклетные» масла не стоили в два-три раза дороже чем обычные «автомобильные» моторные масла.

Я не просто так настойчиво беру слова «мотомасло» и «автомасло» в кавычки. Ответ более чем прост: Не существует мотоциклетных и автомобильных масел. Их нет. Есть моторные масла. Точка. Если на канистре с маслом нарисован мотоцикл – значит оно для мото, нарисована машинка — масло для авто. Это маркетинг. Чтобы тупой европейский потребитель покупал и не задавал лишних вопросов. Однако русского человека не так просто одурачить. Мы каким-то нутром чуем где нас разводят. Вот и возникло у меня навязчивое ощущение, что меня где-то тут обманывают. А так же появилось стойкое желание разобраться в вопросе моторных масел. Я стал изучать этот вопрос, перелопатил множество источников (в конце статьи я дам на них ссылки), и сейчас делюсь выжимкой того, что я понял сам.



Оставим в покое ненавистных мне маркотологов, с их уловками, и вернемся к нашим баранам, то есть маслам. На данный момент «мотомаслами» именуются те моторные масла, которые получили одобрение стандарта JASO MA и MA2. Это стандарты для мокрого сцепления. Как я уже сказал, стоят такие моторные масла дороже, чем аналогичные моторные масла, которые этого одобрения не получили. А вот насколько оправдана их высокая стоимость? Может в них какие-то волшебные дорогущие присадки?


Стандарты JASO (Japan Automobile Standards Organization) были приняты в апреле 1999 года. Но позвольте, на тот момент мотоциклетный двигатель с «мокрым» сцеплением уже успешно использовался как лет 20 или даже больше. Что в него лили? Обычное масло, без всяких одобрений JASO. И как-то обходился он без одобрений этих стандартов. Нестыковка, верно?

Надо понимать, что любое моторное масло состоит из базовых компонентов и пакета присадок. В зависимости от назначения масла, набор присадок может изменяться. Присадки — это комплекс химических веществ, придающих маслу те или иные свойства. Есть моющие, антиокислительные, снижающие трение, антизольные присадки и тд. Всего их 15 штук. В мире существует всего 4 фирмы, которые выпускают эти присадки. Так же в мире совсем немного фирм, производящих «базу» — базовый компонент масел. А третьи фирмы ничего не производят, они закупают базу и присадки, смешивают, разливают по канистрам. Проводят маркетинг и продают под известными торговыми марками. К пример моторные масла Shell, выпускающиеся в России. Как думаете, производитель везет «базу» из-за рубежа? Нет. Они покупают ее тут у… Лукойла. В общем, там своя маркетинговая возня, которую нам не понять, да и не зачем особо.

Все мы знаем, что моторные масла классифицируются по стандарту API (Аmerican petroleum institute). API SG/SH/SJ/SL/SN И чем выше буква после S, тем выше эксплуатационные характеристики масла. И строже спецификация. Этим же стандартом определяется и комплекс присадок в масле. Чем выше буква, тем больше присадок содержит в себе масла. Скажем, в SG их две-три, а в SN более 10. То есть, потребителю не надо разбираться в присадках, нужно просто открыть мануал, прочитать допуски моторного масла по API для его двигателя, пойти и купить масло с этим допуском.

Вроде-бы все просто. И на этом маслосрач можно было бы закрыть, если бы не существовала куча отзывов от мотоциклистов, подтверждающих страшные мифы о том, что «автомасло» не подходит для мотоцикла. Как они залили то или иное хорошее и дорогое «автомасло» высшей классификации API SL/SN в мотор их мотоциклов и у них, например, стало буксовать сцепление. Пришлось разбирать, менять и так далее. Страшненько, да? Однако с самим мотором, с поршневой, механизмом ГРМ, коробкой ничего не случилось. Значит разница в «автомаслах» и «мотомаслах» только во взаимодействии с многодисковым сцеплением в масляной ванне. Вот значит, где собака порылась.

Конечно можно лить и современные моторные масла высшей категории API SL/SN, в моторы с «мокрым» сцеплением. Однако тут есть нюанс: следует учесть, что они еще классифицируются по ACEA. (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles).


А вот тут внимательно читаем, что мне удалось выяснить: масла высшей категории API SL/SN, сертифицированные как ACEA А5/В5 — имеют в своем составе так называемые «скользкие» присадки на основе молибдена и фторопласта (тефлона). Это как раз те присадки, которые негативно сказываются на работе «мокрого» сцепления. Только и всего. Такие масла имеют меньший коэффициент трения, стремящийся к 0. Следовательно, не подходят для многодискового сцепления в маслянной ванне! Насторожить должны так же надписи типа: энергосберегающее масло, приставка ES, Energy-saving, Fuel economy и прочие «волшебные» свойства. А масла высшей категории API SL/SN, сертифицированные как ACEA A3/B3/B4 допустимо лить в мотоциклетные двигатели с многодисковым сцеплением в масляной ванне. Там этой дряни в пакете присадок нет. По факту они тоже имеют одобрение JASO MA и MA-2. Просто на этикетке это не написано. Вот о чем молчат маркетологи. Никаких специальных присадок для мокрого сцепления в маслах ободренных JASO MA и MA-2 нет. Там просто не добавлены «вредные» присадки. У меня есть друг, (с него вся история с маслом и началась) который успешно льет в мотоциклы Shell helix HX7. (Свирепыч, привет!) И все в порядке у него не один год. Так что производители пресловутых «мотомасел» отныне обойдутся без моих пиастров. Выкусите!


Так какое же масло мне лить? Я обратился к мануалу моей 2001 Honda Transalp XL650. Там русским по белому написано: моторное масло API SE, SF или SG. И вязкостью по SAE 10W-40. Все. У меня ничего не написано про стандарты JASO. Не написано, потому что более ничего мне знать и не надо! Так как в стандарте по API уже заложен допустимый пакет присадок в масло. SE — очень старый стандарт масла и уже не выпускается.

SF — минералка. Да, в мой мотор (образца 86 года) можно лить даже минералку. Но зачем, если SG — полусинтетика лучше и чуть слегка дороже. Можно даже залить и более современное синтетическое масло SJ, SH. Или масло высшей категори SL или SN, но как описано выше сертифицированное по ACEA A3/B3/B4. Так что же залить синтетику или полусинтетику?

Лично для себя, касательно моего старенького не нагруженного, средне-оборотистого мотора, я выбрал полусинтетику. Поясню почему. У минералки, более толстая пленка на поверхностях деталей, что хорошо для больших зазоров старого мотора, однако эта пленка хуже держится на стенках. То есть она хуже противостоит высоким оборотам и нагрузкам. А полусинтетика ведь по сути это та же минералка, но с бОльшим количеством синтетических присадок. У синтетического масла более тонкий масляный клин, но держится на деталях прекрасно. «Сбить» высокими оборотами синтетический масляный клин не так-то просто. Но синтетика быстрее стареет от нагрузок и температур, а минералка «дохнет» только от того, что в ней «сдохли» синтетические присадки. Но продолжает работать как минералка, лишившись этих «бонусов». В теории, в сферическом вакууме, в идеальных условиях, на пустой дороге, при движении по шоссе, где все работает в штатном режиме, что надо охлаждается, все что надо обдувается и обороты небольшие, чистая минералка не имела бы срока службы, если стоит хороший фильтр, который очищает масло от продуктов работы мотора — зол и шлаков. И просто нужно было бы вовремя менять этот фильтр. Но на практике, в современном мире таких условий почти не бывает. Особенно в городских циклах. Растут нагрузки и температуры — растут и спецификации требований к маслам. Так что если у вас на мотоцикле архаичный спокойный мотор, не крутящийся выше 5000-7000 об/мин — лейте полусинтетику. А если современный высокооборотистый — то синтетика предпочтительнее.

А какую марку масла лить? Признаться тут я сам немного озадачился. Какое же моторное «автомасло» выбрать, чтобы порвать маркетологов в лоскуты? Можно было последовать примеру моего друга с маслом Shell helix HX7. Но хотелось чего-то более экстремального. И вот, чтобы окончательно окончательно умыть маркетологов масляной росой, мной было закуплено моторное масло отечественного производителя марки Лукойл. Продукт Lukoil Super, API SG, SAE 10W-40 полусинтетика. (Упреждая вопросы про ATF на фото: оно в вилку)



А почему именно Лукойл? — спросите вы
— Умыть маркетологов «мотомасел» именно недорогим «автомаслом» бесценно.
— Лукойл никто не подделывает. Ну смысл подделывать масло стоимостью 120-150р за литр? Разве что подсолнечное разливать в канистры.
— Потому что Лукойл общедоступен. В любой жопе можно купить это масло.

Итак, с мотоцикла было слито гламурное французское масло Motul-5100, заменен маслофильтр и залит вышеозначенный продукт. Масло было куплено тупо в Ашане. По цене 600р за 4л. Вот видео процесса. Извиняйте за «вертикалку»



Мотоцикл как видим, завелся, правда не взорвался, поршневая не заклинила, клапана не загнуло, коробка не посыпалась. На данный момент пробег составляет на Лукойле около 500км. Ниочем, но пока полет нормальный. Мотор работает прекрасно, сцепление не буксует.

Первый залив поменяю на 1000км. Так же регулярно буду проводить капельную пробу, чтобы отслеживать, когда масло «сдохло» и перестало работать. (см. приложенные материалы.) Если будет все хорошо, то тачку тоже переведу с Шелла на Лукойл. Ибо нефиг. Нас слишком долго приучали, что импортное и дорогое не может быть плохим. А все наше – дешевое говно и совок, которым можно разве что петли в клозете смазывать. И мы почти в это поверили. Но нас не проведешь!

Что я вынес из всего этого про масло:
— Нет «мотомасел» и «автомасел». Есть моторные масла. Точка.
— стандарты JASO MA1 и MA2 влажная фантазия маркетологов.
— Для «мокрого» сцепления подходят масла высшей категории API SL/SN только со стандартами ACEA A3/B3/B4.
— Торговая марка масла не принципиальна. Все из одной цистерны.
— Масло в моторе должно быть. Не «паленое».
— Цена не важна. И дорогое и дешевое масло работает пока оно «работает». т.е пока сохраняются его рабочие характеристики. Пока не превышен интервал замены или эксплуатационные условия.
— Все масла давно прекрасно смешиваются. Не смешиваются присадки. Могут даже конфликтовать, давая осадок и «желе».
— Нужно соблюдать рекомендации мануала по API и SAE.
— Нужно соблюдать интервалы замены масла. Надпись «Long life» не надо воспринимать буквально. Это маркетинг.
— Маркетологи будут гореть в аду вечно.

Все эксперименты проводилось на личной технике на чистом энтузиазме. Никого не агитирую лить именно Лукойл. Как автор статьи, я не несу никакой ответственности за возможные последствия ваших экспериментов с моторными маслами. Всем спасибо за внимание, у меня все.

P.S. Вот ссылки с информацией, которые обещал. Посмотрите, почитайте, как будет время. Так сказать для тех, у кого есть желание углубиться в тему моторных масел.

Большой и объемный труд про моторные масла.
yamahastarclub.ru/viewtopic.php?f=5&t=4882

Много полезной инфы про масла в целом:
bmwservice.livejournal.com/19592.html масло I
bmwservice.livejournal.com/19759.html масло II
bmwservice.livejournal.com/20197.html масло III
bmwservice.livejournal.com/20353.html масло IV
bmwservice.livejournal.com/21929.html масло V
bmwservice.livejournal.com/24349.html масло VI
bmwservice.livejournal.com/27016.html масло VII

Мотодальнобой подробно о моторных маслах:
youtu.be/USpyjz-FxoA
youtu.be/REJiRg3uqY8
youtu.be/nle2vfOPOiU
youtu.be/5LsUKFmBoZM

Познавательно-развлекательное видео о производстве масел:
youtu.be/-_OmY4r6_O0 часть I
youtu.be/p0Eaaupwi1c часть II
youtu.be/PUwllSZWU84 часть III

Частные видео использования Лукойла в мотоциклах:
youtu.be/eJIXGVolpgc
youtu.be/crpY5eU0g58

Всем удачи на дорогах.
Mrak2k © 2017.

Похожие записи

23 комментария
avatar
Не существует мотоциклетных и автомобильных моторных масел. Это просто этикетка для потребителей.
спасибо за доброе слово, хороший человек.
Третий год лью в мотоцикл остатки от Вольво, Mobil 5W-40, мотоцикло довольно, жрет и чавкает, и все в порядке.
Никогда не запаривался всякой херней.
Да, может быть в амортизаторы нужно лить какую-нибудь вязкую липкую дрянь, но срок придет — подумаю
avatar
наздоровье, дружище) обращайся!
масло наверняка мобил супер 3000. правильно. оно API SN и АСЕА А3/В4. подходит.
Последний раз редактировалось
avatar
Привет, собрался за маслом.
Перечитал твою статью
не понял
Ты пишешь, что купил SG (на фото), но рекомендуешь SN.
У меня мокрое сцепление, т.е. берем SN?
avatar
ты как сороконожка. Жил не тужил, пока не задумался как правильно переставлять ноги.
avatar
купил 4 л Лукойла за 1000 р вместо привычных 4000.
ПОсмотрим на результат (мот, квадр)
avatar
лукойл какой? обычный? или для мото 4т? продается уже? если для мото 4т, подразумеваю там обычное полусинт SG ) из той же бочки. они просто заняли нишу рыночную «на потом»
я на SG 1500км на таком проехал. масло пока живо по капельному методу. но думаю поменять. хотел на 1000. перекатал немного. увлекся капельным методом. сегодня хотел менять кстати
Последний раз редактировалось
avatar
взял SG получинтетику.
Залил в квадр, мот и почитал на обороте, что для дизельных тоже идет — и в дизельный генератор.
avatar
случайно увидел ответы. не приходят мне на мыло уведомления о комментариях в моих постах
avatar
лично меня сама мысль что меня наё обманывают сильно гнетет.
когда было норм по баблу — можно не замарачиваться. но щас туго. цены выросли, а зп нет. и стало не хватать мне на мою плохую жизнь. и уже думаешь 4000р на масло. дороговато, но вроде подъемно. но каждый год, а то и пару раз за сезон — что-то многовато. короче ползернышка в день немного… а в год?
avatar
у тебя в спецификации что написано к мотоциклу? не ниже допустим SG. можешь брать любое что выше. они только лучше. SG, SH, SJ, SL, SM и SN. только высшей спецификации SL/SM/SN надо чтобы по ACEA чтоб были A3/B3/B4. А5/В5 — нельзя. там фторопласт и молибден. для мотора оно отлично, а вот сцепление будет проскальзывать. нельзя так же всякое «энергосберегающее» волшебное масло. тоже самое.
Последний раз редактировалось
avatar
Хорошая статья. Полностью согласен с автором по всем пунктам. Во-первых, все льется из одной канистры, грубо говоря. Во-вторых, я не люблю быть жертвой маркетинга, что в последнее время все сложнее не становиться ею. Но все же.
avatar
спасибо! я старался. получилось немного сумбурно, всех аспектов глубоко я не раскрыл, но я старался не отвлекаться от анти-маркетинговой темы.
Последний раз редактировалось
avatar
avatar
Ну а я прошел своим путем. Больше статей, хороших и разных.
avatar
все правильно написал, зачет!
есть еще ресурс — oilclub.ru ;)
avatar
спасибо!
да, натыкался. меня порадовал отдельный ресурс для маслосрача. )))
avatar
по лукойлу, кстати, весьма достойная линейка — genesis. я свой авто (поло седан) перевел на полусинтетический genesis advanced 10w40, думаю и скутер переводить на что-то подобное
avatar
я шкоду жены хочу перевести тоже. причем походу можно ливануть люкс. но с ним главное не просирать интервалы замены. год или 5000км. что раньше.
avatar
у нас на вольвофоруме тоже есть тема «кто лил Лукойл», надо бы перечитать, а то Кастрол не то что бы дорого, просто вот это вот «Вольво рекомендует Кастрол», хотя несколько лет назад был «рекомендован Мобил» — раздражает.
avatar
У меня все ТС ездят на LM Molуgen и не жужжат! Уже третий год.
avatar
LM — это Лукойл Molyen?
avatar
ЛиквиМоли
avatar
это пять! )

Оставить комментарий