Мотошины. Маркировка. Состав. Назначение

Шины — это пожалуй самая ответственная деталь в мотоцикле, о которой к сожалению многие забывают. А ведь именно шины едва ли не в первую очередь ответственны за то как мотоцикл управляется.


Предыдущая глава: Оптимальная траектория

Наверно вы удивитесь, но мотошина появилась вперед автомобильной. Да-да, господин Данлоп, который переизобрел шину в 1887 году приделал ее к велосипеду сына. Сделана она был из шланга и, что очевидно, имела круглую форму.
Шины с плоской беговой дорожкой появились позже.

Зачем мотоциклу округлая форма беговой дорожки? А затем, что мотоцикл в повороте наклоняется! И если бы у шины был плоский автомобильный профиль, то исчерпав запас деформации боковин, протектор начнет отрываться по краю, что в итоге приведет к тому, что ехать и рулить придется на узеньком плече шины.

Сразу скажем, что да, есть экономные извращенцы ставящие автомобильную покрышку на мотоцикл. Во-первых, такими загонами развлекаются колясочники, потому что у них мотоцикл в повороте не кренится, а во-вторых владельцы чопперов-круизеров. Потому что у них мотоциклы хоть и кренятся, но как-то не особо, ибо мешают кофры, подножки, трубы, ЧСВ и дуги.

Мотоциклетная шина она скругленная. При этом переднее колесо уже чем заднее. И чем шире шины, тем хуже поворачивает мотоцикл, тем тяжелее его положить на курс, так как при наклоне пятно контакта уходит в сторону от оси мотоцикла и возникает нефиговый возвращающий в прямое состояние момент, особенно если на колесе есть поперечная тяга (разгон или торможение).

Интересный момент, что в поперечном сечении профиль современной мотошины имеет такой хитрый изгиб, что при прямолинейном движении с дорогой контактирует минимальное количество резины, дабы обеспечить минимальное сопротивление качению, а в повороте, когда даешь угла, шина соприкасается с асфальтом большей площадью.

Шины для разных применений имеют разный поперечный профиль.



Шины, как известно, сделаны из черной резины. А резина эта делается из смеси синтетического каучука, сажи, серы и других добавок. Кстати, Россия родина слонов, и мы можем гордится что первыми в мире синтетический каучук начали делать в СССР по рецепту Сергея Васильевича Лебедева, который родился в ныне польском городе Люблине и закончив в ныне польской Варшаве гимназию уехал учиться в Петербургский университет, ну а после революции стал главным по советскому синтетическому каучуку и не только.

В зависимости от того в каких пропорциях смешать ингредиенты в будущей резине, получаются разные шины. Одни отлично прилипают к асфальту, но при этом на них проехать можно не больше 1000 км, другие наоборот не снашиваются никогда, но и за дорогу нифига не держатся. А еще есть зависимости от температур, одни отлично цепляются в 0°С, но плывут уже при комнатной температуре, а другим для того что бы начать нормально цепляться за асфальт нужно прогреться до 50°С.

В общем кухня у шинников сложная. Ведь надо создать такую шину что бы она работала в разных условиях, на разных асфальтах и при разных температурах.

А под слоем резины у шин прячется нитка. Она называется корд. Он нужен для армирования шины, что бы она лучше сопротивлялась разным невзгодам судьбы, типа ударов, растяжения, перекосов, уводов. И от количества слоев, материала и свойств этого корда тоже зависит немало.

Кстати, радиальная намотка корда, это когда корд намотан под 90° к направлению движения, пришла в мотошины относительно недавно. Уже почти все автомобилисты гордились буковкой R в маркировке шины, по глупости считая, что это радиус, а мотоциклисты все по-прежнему ездили на диагоналках. И лишь к концу 80х радиальные шины начали выдавливать диагональные с рынка. И мотоциклисты тоже стали считать, что 17R – это радиус их колёс. Ну а что делать, количество ума в мире неизменно, а население растёт.


На такой шине далеко по асфальту не уедешь. Зато отлично ехать по грунту. Continental TKC 80

Шины для трека они гладкие, их так и зовут «слики». А вот для дорожного применения на поверхности шины прорезают специальные канавки. Канавки эти нужны не только для красоты, но и для того что бы отводить воду из пятна контакта.

Кстати, интересное дело, канавки на шинах часто делают в виде елочки от центра к краям, и если на заднем колесе эти галочки указывают направление движения, то на переднем наоборот. Что иногда приводит к казусам и неправильно установленной передней шине. Сразу конечно не упадете, но отводить воду во время дождя шина будет хуже.


Типичная дорожная шина, развитый отвод воды из пятна контакта. Metzeler Roadtec 01

В любом случае при монтаже обязательно смотрите на борта шины – на них всегда указано направление вращения колеса.

Если не указано, то шине все равно в каком направлении вращаться.

Воду из пятна контакта надо отводить для того чтобы на ходу шина не «всплывала», не появлялся эффект известный как аквапланирование, когда между асфальтом и шиной получается клин воды. Кстати, мотошины благодаря своей округлости сопротивляются аквапланированию намного лучше, чем плоские автомобильные.


Типичная дорожно-спортивная шина. Больше гладкой резины, более мягкий состав Conti Sport Attack 2

Резина шины под воздействием солнца и кислорода со временем стареет, твердеет и крошится. И чем выше температура, чем больше ультрафиолета, тем быстрее. Считается, что шина которой уже больше 5 лет с момента производства уже совсем не торт и подлежит замене. Возможно, что в холодном и малосолнечном климате наших широт, этот срок можно увеличить лет до 7. Но вряд ли больше.

На боковинах шин всегда написана неделя и год производства.

0113 — значит шина произведена на первой неделе 2013 года

В зависимости от типа резиновой смеси, корда, размера и протектора шины можно поделить на несколько разновидностей для разного применения. Причем между основными направлениями Дальнобой-Спорт-Внедорожные есть много промежуточных шин например спортуристов или для турэнедуро

У каждого из производителей шин есть своя линейка продуктов, которые они разрабатывают для разных мотоциклов и разных применений. Например, зубастые шины для использования вне дорог, шины с высоким зацепом но низкой ходимостью для уличных прохватов, или наоборот шины которые ходят долго, но зато в повороте начнут скользить раньше для дальнобоя. Некоторые производители экспериментируют с разными составами резины в одном протекторе, например, по центру делают полосу из более износостойкой резины, а боковины из более мягкой и зацепистой.

Шины бывают разной формы и характеристик для разных мотоциклов. И зачастую шины которые идеально подходят к определенному мотоциклу, могут совсем не подойти к вашему. Это тоже надо иметь ввиду при выборе.

Напоследок разберем что значит маркировка шины. Например, заднее колесо:

1 — размер шины 180/55 ZR 17
Первые три цифры — это ширина профиля шины в мм 180 мм.
После слэша — это отношение высоты профиля к его ширине. В нашем случае это 55%, значит высота профиля шины, другими словами толщина шины 180*0,55=99мм
Z означает что шина может ехать быстрее 240 км/ч, и не является обязательной в этом месте. Буковку Z тут стали ставить для красоты
R – то, что корд намотан радиально
17 – это внутренний диаметр бублика шины. В Дюймах.
6 и 7 — (73W)
73 – это максимальная допустимая нагрузка на шину (365 кг)
W – индекс скорости (больше 270 км/ч)
7 -Тип шины
Tubeless — значит шина может эксплуатироваться без камеры, ну при налиции соответствующего обода конечно.
9 — Дата производства. Неделя и год
12 — Направление вращения
13 — треугольнички показывают где стоят индикаторы износа.
Как только шина стерлась до индикатора — все пора менять.

А еще бывает вот такой забавный индикатор крутизны. Что бы визуально определять какой крепости у вас нервы и далеко ли вам до Маркеса.


Об износе и сроке службы шины мотоцикла
Часто возникает вопрос, как долго можно ездить на одной шине, если она еще не изношена? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от того из какой резины она была сделана, и в каких условиях она провела последние годы. Резина это полимер, а все полимеры под воздействием солнечной радиации и воздействия температур имеют печальное свойство разлагаться. Совсем как материалы шлема о которых я писал ранее. Кроме того из самой структуры резины со временем «улетают» разные наполнители.

Как работает правильная и затвердевшая шина

В результате материал шины твердеет, хуже заполняет микронеровности дороги адгезия шины к дорожному покрытию снижается, что может привести к срыву и падению. В крайне запущенных случаях шина может начать даже крошиться, а какой тут зацеп? Но все же сколько лет? А хз. Принято считать что не больше пяти. Но опять же все здорово зависит от условий. Где-нибудь в Испании или Греции где солнце фигачит только в путь, а температура и влажность высоки это произойдет быстрее. В Питере и Хельсинки медленнее, там зато ниже температура асфальта, и требования к шинам другие. В общем сложнота и нет единого ответа.
Что касается износа, то тут все проще. Ездим пока корд не появится :) Шутка.

Похожие записи

0 комментариев

Оставить комментарий