Мотошины. Маркировка. Состав. Назначение

Шины — это пожалуй самая ответственная деталь в мотоцикле, о которой к сожалению многие забывают. А ведь именно шины едва ли не в первую очередь ответственны за то как мотоцикл управляется.


Предыдущая глава: Оптимальная траектория

Наверно вы удивитесь, но мотошина появилась вперед автомобильной. Да-да, господин Данлоп, который переизобрел шину в 1887 году приделал ее к велосипеду сына. Сделана она был из шланга и, что очевидно, имела круглую форму.
Шины с плоской беговой дорожкой появились позже.

Зачем мотоциклу округлая форма беговой дорожки? А затем, что мотоцикл в повороте наклоняется! И если бы у шины был плоский автомобильный профиль, то исчерпав запас деформации боковин, протектор начнет отрываться по краю, что в итоге приведет к тому, что ехать и рулить придется на узеньком плече шины.

Сразу скажем, что да, есть экономные извращенцы ставящие автомобильную покрышку на мотоцикл. Во-первых, такими загонами развлекаются колясочники, потому что у них мотоцикл в повороте не кренится, а во-вторых владельцы чопперов-круизеров. Потому что у них мотоциклы хоть и кренятся, но как-то не особо, ибо мешают кофры, подножки, трубы, ЧСВ и дуги.

Мотоциклетная шина она скругленная. При этом переднее колесо уже чем заднее. И чем шире шины, тем хуже поворачивает мотоцикл, тем тяжелее его положить на курс, так как при наклоне пятно контакта уходит в сторону от оси мотоцикла и возникает нефиговый возвращающий в прямое состояние момент, особенно если на колесе есть поперечная тяга (разгон или торможение).

Интересный момент, что в поперечном сечении профиль современной мотошины имеет такой хитрый изгиб, что при прямолинейном движении с дорогой контактирует минимальное количество резины, дабы обеспечить минимальное сопротивление качению, а в повороте, когда даешь угла, шина соприкасается с асфальтом большей площадью.

Шины для разных применений имеют разный поперечный профиль.



Шины, как известно, сделаны из черной резины. А резина эта делается из смеси синтетического каучука, сажи, серы и других добавок. Кстати, Россия родина слонов, и мы можем гордится что первыми в мире синтетический каучук начали делать в СССР по рецепту Сергея Васильевича Лебедева, который родился в ныне польском городе Люблине и закончив в ныне польской Варшаве гимназию уехал учиться в Петербургский университет, ну а после революции стал главным по советскому синтетическому каучуку и не только.

В зависимости от того в каких пропорциях смешать ингредиенты в будущей резине, получаются разные шины. Одни отлично прилипают к асфальту, но при этом на них проехать можно не больше 1000 км, другие наоборот не снашиваются никогда, но и за дорогу нифига не держатся. А еще есть зависимости от температур, одни отлично цепляются в 0°С, но плывут уже при комнатной температуре, а другим для того что бы начать нормально цепляться за асфальт нужно прогреться до 50°С.

В общем кухня у шинников сложная. Ведь надо создать такую шину что бы она работала в разных условиях, на разных асфальтах и при разных температурах.

А под слоем резины у шин прячется нитка. Она называется корд. Он нужен для армирования шины, что бы она лучше сопротивлялась разным невзгодам судьбы, типа ударов, растяжения, перекосов, уводов. И от количества слоев, материала и свойств этого корда тоже зависит немало.

Кстати, радиальная намотка корда, это когда корд намотан под 90° к направлению движения, пришла в мотошины относительно недавно. Уже почти все автомобилисты гордились буковкой R в маркировке шины, по глупости считая, что это радиус, а мотоциклисты все по-прежнему ездили на диагоналках. И лишь к концу 80х радиальные шины начали выдавливать диагональные с рынка. И мотоциклисты тоже стали считать, что 17R – это радиус их колёс. Ну а что делать, количество ума в мире неизменно, а население растёт.


На такой шине далеко по асфальту не уедешь. Зато отлично ехать по грунту. Continental TKC 80

Шины для трека они гладкие, их так и зовут «слики». А вот для дорожного применения на поверхности шины прорезают специальные канавки. Канавки эти нужны не только для красоты, но и для того что бы отводить воду из пятна контакта.

Кстати, интересное дело, канавки на шинах часто делают в виде елочки от центра к краям, и если на заднем колесе эти галочки указывают направление движения, то на переднем наоборот. Что иногда приводит к казусам и неправильно установленной передней шине. Сразу конечно не упадете, но отводить воду во время дождя шина будет хуже.


Типичная дорожная шина, развитый отвод воды из пятна контакта. Metzeler Roadtec 01

В любом случае при монтаже обязательно смотрите на борта шины – на них всегда указано направление вращения колеса. Если не указано, то шине все равно в каком направлении вращаться.

Воду из пятна контакта надо отводить для того чтобы на ходу шина не «всплывала», не появлялся эффект известный как аквапланирование, когда между асфальтом и шиной получается клин воды. Кстати, мотошины благодаря своей округлости сопротивляются аквапланированию намного лучше, чем плоские автомобильные.


Типичная дорожно-спортивная шина. Больше гладкой резины, более мягкий состав Conti Sport Attack 2

Резина шины под воздействием солнца и кислорода со временем стареет, твердеет и крошится. И чем выше температура, чем больше ультрафиолета, тем быстрее. Считается, что шина которой уже больше 5 лет с момента производства уже совсем не торт и подлежит замене. Возможно, что в холодном и малосолнечном климате наших широт, этот срок можно увеличить лет до 7. Но вряд ли больше.

На боковинах шин всегда написана неделя и год производства.

0113 — значит шина произведена на первой неделе 2013 года

В зависимости от типа резиновой смеси, корда, размера и протектора шины можно поделить на несколько разновидностей для разного применения. Причем между основными направлениями Дальнобой-Спорт-Внедорожные есть много промежуточных шин например спортуристов или для турэнедуро

У каждого из производителей шин есть своя линейка продуктов, которые они разрабатывают для разных мотоциклов и разных применений. Например, зубастые шины для использования вне дорог, шины с высоким зацепом но низкой ходимостью для уличных прохватов, или наоборот шины которые ходят долго, но зато в повороте начнут скользить раньше для дальнобоя. Некоторые производители экспериментируют с разными составами резины в одном протекторе, например, по центру делают полосу из более износостойкой резины, а боковины из более мягкой и зацепистой.

Шины бывают разной формы и характеристик для разных мотоциклов. И зачастую шины которые идеально подходят к определенному мотоциклу, могут совсем не подойти к вашему. Это тоже надо иметь ввиду при выборе.

Напоследок разберем что значит маркировка шины. Например, заднее колесо:

1 — размер шины 180/55 ZR 17
Первые три цифры — это ширина профиля шины в мм 180 мм.
После слэша — это отношение высоты профиля к его ширине. В нашем случае это 55%, значит высота профиля шины, другими словами толщина шины 180*0,55=99мм
Z означает что шина может ехать быстрее 240 км/ч, и не является обязательной в этом месте. Буковку Z тут стали ставить для красоты
R – то, что корд намотан радиально
17 – это внутренний диаметр бублика шины. В Дюймах.
6 и 7 — (73W)
73 – это максимальная допустимая нагрузка на шину (365 кг)
W – индекс скорости (больше 270 км/ч)
7 -Тип шины
Tubeless — значит шина может эксплуатироваться без камеры, ну при налиции соответствующего обода конечно.
9 — Дата производства. Неделя и год
12 — Направление вращения
13 — треугольнички показывают где стоят индикаторы износа.
Как только шина стерлась до индикатора — все пора менять.

А еще бывает вот такой забавный индикатор крутизны. Что бы визуально определять какой крепости у вас нервы и далеко ли вам до Маркеса.
  • нет
0 комментариев

Оставить комментарий