Практика вероятности: Bluetooth против угонщиков

Чем цифровой маркер отличается от ­GSM-маяков и других радиопоисковых устройств, помогающих бороться с угонами? ­Во-первых, размерами: Bluetooth-передатчик в ­­три—четыре раза меньше самого компактного радиомаяка, и спрятать его в машине можно надежнее, чем иголку в стоге сена.

Константин Сорокин
Фото: Константин Сорокин

Оригинал: autoreview.ru/articles/practi%D1%81a-veroyatnosti/practi%D1%81a-veroyatnosti

— Девушка, какова вероятность, что, выйдя из дома, вы встретите динозавра?

— Пятьдесят на пятьдесят! Либо встречу, либо нет…

Если бы смекалистую блондинку из этого анекдота спросили о шансах вернуть угнанный автомобиль, то ее ответ наверняка был бы таким же: либо найдут, либо нет. Но если машина оборудована цифровым маркером, то расклад может оказаться иным.

Правильно это называется «цифровая маркировка». Именно так, в кавычках. Потому что к знакомым нашим автолюбителям маркировочным «царапинам» (Литэкс, DataDot, VIN-антивор, Krimistop, SABR — помните?) эта технология не имеет никакого отношения. Роль маркера здесь выполняет миниатюрная Bluetooth-метка с индивидуальным цифровым «клеймом», поисковым инструментом служит смартфон, а сети, в которые должны попасть угонщики, расставляют волонтеры, вооруженные специальными поисковыми интернет-приложениями (Цифровая маркировка, Magic Systems и Сar-Online), — в Москве и ­Санкт-Петербурге пользователей уже более 7000.

Чем цифровой маркер отличается от ­GSM-маяков и других радиопоисковых устройств, помогающих бороться с угонами? ­Во-первых, размерами: Bluetooth-передатчик в ­­три—четыре раза меньше самого компактного радиомаяка, и спрятать его в машине можно надежнее, чем иголку в стоге сена. Второе отличие — в организации радиоканала, обеспечивающей метке лучшую защиту от стандартных криминальных глушилок. Расчет здесь делается на то, что, вскрывая автомобиль, технически подкованные злодеи включают генератор помех, нацеленный на диапазоны 433/868/900 и 1800 МГц, в которых работают пейджеры, сигнализации с двусторонней связью и различные ­GSM-оповещатели. А чтобы подавить участок спектра, выделенный для Bluetooth-передатчиков, нужна аппаратура, настроенная на более высокие частоты (2400 МГц). Полноценной защитой от радиоэлектронного подавления это, конечно, назвать нельзя, но уловка может сработать.



Маркер выглядит как ключ-транспондер от бесконтактного иммобилайзера и представляет собой Bluetooth-передатчик с индивидуальным номером, работающий по энергосберегающему протоколу

Органов управления у «синезубого» маркера нет. После подсоединения батарейки и привязки к интернет-приложению метка сразу становится активной и благодаря энергосберегающему протоколу Bluetooth LE (low energy) работает без смены элемента питания как минимум полтора года.

На открытом пространстве смартфон должен видеть ее на расстоянии до пятидесяти метров (приложение показывает дальность и направление), и наличие контакта свидетельствует о работоспособности канала связи.

Как только владелец автомобиля заявляет его в угон (для этого достаточно одного клика в ­интернет-приложении), ­онлайн-программа делает «угнанный» маркер видимым для всех смартфонов с поисковой программой. То есть все, у кого на смартфоне установлено поисковое приложение и включен Bluetooth, автоматически начинают искать угнанную машину. И как только такой смартфон приблизится к ней на дистанцию радиовидимости (те же 50 метров), он тут же получит ­push-уведомление (оно выскакивает поверх всех открытых программ), «визитную карточку» автомобиля (марка, модель, цвет, госномер), направление и — расстояние до нее. Дополнительно программа запросит разрешение на передачу информации на сервер провайдера.
Прикольно? Затея напоминает охоту на покемонов, с той лишь разницей, что встреча с виртуальным существом происходит неожиданно: в городском потоке, на стоянке или где-то еще. Но, черт подери, она происходит! С помощью технологии цифровой маркировки уже найдено семь угнанных машин, и главный прикол в том, что все они обнаружены не автомобилистами, а пешеходами — в московских и питерских дворах.



В мобильном приложении можно зарегистрировать сколько угодно радиометок — это плюс. А вот отсутствие приложения под платформу iPad — это минус!

Скачав на смартфон бесплатное приложение (минимальные аппаратные требования для его корректной работы — Android 4.3 и Apple iPhone 5), я привязал метку к своему автомобилю (потребовалось указать марку и ­VIN-код машины), спрятал ее в салоне и оценил дальность Bluetooth-пеленгации на стоянке возле дома. С разных направлений получалось ­20—25 метров. Но объявлять автомобиль в угон побоялся. Ведь если случайно нарвусь на особо пытливого и внимательного «ловца покемонов», то Новый год могу встретить в отделении полиции. Мотивация, кстати, у интернет-охотников — дай бог! Ведь за информацию об угнанных машинах их владельцы объявляют вознаграждение, причем вполне реальное и часто шестизначное.

В общем, я решил вжиться в роль пассивного охотника за ­Bluetooth-метками. Ездил. Ходил. Ждал встречи с «покемоном» или хотя бы с динозавром. Увы, за все праздники — ни одного криминального «синезубого» контакта. Но удалять поисковое приложение я пока не буду, потому что цифровая маркировка выглядит пусть не самым эффективным, зато очень доступным поисковым решением для мегаполиса. Метка стоит 1500 рублей, интернет-приложение скачивается бесплатно, смартфоны есть у всех, а воруют у нас не только автомобили, но еще и велосипеды, скутеры, детские коляски… Количество социально активных горожан увеличивается в геометрической прогрессии, и если развивать эту технологию в правильном направлении, то из ловцов покемонов, любителей всяческих квестов и завсегдатаев социальных сетей можно создать целую антикриминальную армию.

Похожие записи

2 комментария
avatar
Я, как угонщик, поставлю себе эту прогу, и буду оповещен о наличии такого устройства в угнанном ТС. А в бетонном боксе блютусу работать не комфортно будет без близкого контакта. А отправлять ли данные на сервак я могу выбрать… Короче как то не клеится у меня в голове картина…
avatar
абсолютно согласен

Оставить комментарий