Десять советов перед началом сезона. Азбука мотоциклиста.

Продолжаем публикацию нашей Азбуки мотоциклиста. В этой главе к открытию нового сезона мы собрали советы, трюки и приемчики, которые получили в результате наблюдения за опытными райдерами и на собственном опыте. Для некоторых бывалых мотоциклистов наши советы могут показаться слишком простыми, слишком базовыми, но слишком часто наблюдая за двухколесными соседями по потоку или смотря чужие видео мы видим не то что незнание этих базовых норм и правил, но то как часто мотоциклисты демонстрируют вредные навыки, которые они освоили самостоятельно и закрепили их в своей моторике. К сожалению отсутствие правильно закрепленных навыков, приводит к печальным последствиям. В первую очередь это относится к правильному торможению и рулению, а далее по списку. Не будем повторяться и просто отошлём вас к другим главам нашей «Азбуки мотоциклиста»
Азбука мотоциклиста. Оглавление.

Катание на мотоцикле дело рискованное, так что давайте все же относиться более ответственно к самоподготовке и надеемся наши коротенькие заметки помогут вам в подготовке к неумолимо приближающемуся сезону, да будет он в меру теплым и дожди пусть идут только по ночам.

1. Два пальца это победа!


Для того что бы эффективно работать с рычагами сцепления и тормоза достаточно всего двух пальцев. Все четыре можно положить на рычаг если вы стоите на светофоре, а вот для работы со сцеплением в движении всегда достаточно двух пальцев. На всякий случай уточним – указательного и среднего. Используя только два пальца для выжима рычага сцепления, вы оставляете себе больше вариантов посильнее вцепиться в руль. Шутка. Но в каждой шутке есть доля шутки. Ведь при таком подходе на ручке руля остаются мизинец с безымянным, что позволяет вам, во-первых, лучше ощущать обратную связь с дорогой, а во-вторых лучше контролировать поведение мотоцикла. Это же относится и к рычагу тормоза.
Если для выжима сцепления вам не хватает силы двух пальцев, то вероятно стоит поискать проблему в его приводе, например, закис тросик в оболочке или в своей физподготовке. Если вдруг вы относитесь к тем, кто всегда выжимает рычаги четырьмя пальцами, то очень рекомендуем вам потренироваться и перейти на технику, в которой на рычагах управления задействованы только два. Все современные мотоциклы обладают достаточно легкими приводами что бы двух, а порой и одного пальца, было достаточно.
Двух пальцев на тормозном рычаге более чем достаточно что бы заблокировать переднее колесо. Но есть одно «но»! На некоторых мотоциклах ход рычага тормоза такой, что при жестком торможении двумя пальцами, вы можете сильно прищемить мизинец или безымянный пальцы, и это не даст выжать тормоз до конца. Если вдруг это про ваш мотоцикл, то очень важно выяснить этот неприятный факт до того, как вы выедете на дорогу. Это не частая, но реальная проблема.
В общем если вы до сих пор используете более двух пальцев для торможения или выжима сцепления, то крайне рекомендуем вам переучиться. Ну а если вы только начинаете, то учитесь сразу правильной технике выжима.
Пара слов о торможении одним пальцем. В 90% случаев на большинстве мотоциклов торможения одним пальцем достаточно. Но! В оставшихся 10%, а это случаи, когда вам нужно применять экстренное торможение, силы одного пальца для торможения с высокой скорости с высокой эффективностью может не хватить. Поэтому мы все же за развитие двухпальцевой мышечной памяти.

2. Настройте рычаги сцепления и тормоза.

У каждого мотоцикла можно отрегулировать положение рычага сцепления так что бы его рабочая зона находилась в удобном для вас диапазоне. На некоторых мотоциклах это достигается путем регулировки тросика привода, у других есть регулировочные винты или регулировочные колесики на рычагах. Это позволяет двигать рычаг ближе или дальше относительно ручки руля. Настройка рычага уникальна для каждого мотоциклиста. Например, я настраиваю так, чтобы сцепление было полностью выключено, когда рычаг слегка касается моего безымянного пальца.

Мне нравится, когда сцепление начинает схватывать лишь я чуть-чуть при отпущу рычаг. Такая настройка позволяет мне чувствовать процесс соприкосновения, происходящий между дисками сцепления. Это особенно важно, когда необходимо двигаться с невысокой скоростью или по грунту где избыточный момент на заднем колесе может привести к его самозакапыванию.
Аналогично можно настроить рычаг тормоза.
Еще одна полезная регулировка, это положение рычага по окружности если смотреть в торец руля. Ослабьте винт на креплении рычага к рулю и попробуйте разные положения. Так для тех, кто повыше возможно удобнее будет, когда рычаг тормоза будет провернут в положение на 4, а то и на 5 часов. Если у вас высоченные ape hanger (это такой руль, когда руки выше головы, буквально переводится как «обезьяний турник»), то может имеет смысл повернуть рычаги на 2 часа.
Надо понимать, что нравится именно вам. Поэтому экспериментируйте со своим мотоциклом. Ищите то положение рычагов тормоза и сцепления, которое наиболее удобно именно вам и которое позволит вам наиболее полно чувствовать мотоцикл.

3. Тренировка поворотов направо и налево.


Возможно такое упражнение покажется вам довольно нелепым, но поверьте его отработка здорово поможет вам. Лично я неоднократно видел, как на довольно широкой дорожке мотоциклисты разворачиваются что называется «в три приема» забавно семеня ножками, хотя если бы они заранее на площадке потренировались бы, то смогли бы развернуться, не спуская ног с подножек. Интересно, что большинству мотоциклистов поворачивать налево проще чем направо. Кстати заметили, что чаще всего первый поворот после стартовой прямой, ну тот который затычный и узкий обычно левый? Это для того что бы снизить вероятность завала, так как при левом повороте правая нога точно будет на подножке. А значит нажать на тормоз можно будет проще.

Упражнение как на видео лучше делать на пустой парковке. Начинайте с езды налево, против часовой стрелки. Потом переходите к кружению по часовой стрелке. Если вдруг у вас слабый вестибулярный аппарат, будьте осторожны! Не старайтесь сразу перейти на самый маленький радиус поворота. Начните с комфортного для вас и постепенно, как акула, сужайте круги.

4. Восьмерка


То же самое, что на подготовке к экзамену на категорию А. Только уже без конусов и линий. Хотя, если хотите можете разметить. Подход такой же, как и выше. Приступайте к упражнению вдумчиво и без спешки. Сначала рисуйте восьмёрочку побольше, а потом постепенно уменьшайте её размер и увеличивайте скорость. Вы очень удивитесь, изменению её размеров и вашему прогрессу. Кроме того, это упражнение позволяет вам отработать такой важный навык, как быстрая перекладка с правого виража на левый и обратно.

5. Экстренное торможение


Еще одно вроде бы простое, но очень важное упражнение. Особенно если вы пересели на новый мотоцикл. Также полезно при обкатке мотоцикла после замены тормозных колодок. Задача понять, чего вы можете ожидать от вашего мотоцикла.
Ни в коем случае не практикуйте его на дороге с трафиком.
Начните с торможения с 40 км/ч. Начинайте торможение плавно, дайте прожаться подвеске. Потом наращивайте усилие на ручке тормоза. Старайтесь прочувствовать обратную реакцию мотоцикла на силу и интенсивность нажатия ручки тормоза. Заодно определитесь где находится конечная точка движения рычага тормоза. Нет ли опасности защемить свой мизинец и безымянный палец.
Пробуйте разные варианты. Постепенно наращивайте скорость начала торможения до 80-100 км/ч. Постарайтесь понять, чем отличается поведение мотоцикла при торможении с разных скоростей.
Старайтесь понять, как меняется баланс мотоцикла, как загружается переднее колесо. Пытайтесь контролировать, отрыв заднего колеса от асфальта.
Ищите грань, за которой вот-вот начнется скольжение переднего колеса. Если у вас нет АБС, важно не переусердствовать. Если АБС есть постарайтесь почувствовать, когда она начинает срабатывать. Помните, что АБС помогает, но не в силах гарантировать ваше непадение.
Отработав торможение только передним тормозом переходите к торможению двумя. Для этого сначала начинайте тормозить задним тормозом, чуть позже подключайте передний. Чем больше усилие на переднем тормозе, тем сильнее разгружается заднее колесо, тем меньшее давление должно быть в заднем тормозном контуре, то есть ослабляйте давление на педаль.


Подробнее о томожении мы писали чуть раньше
Глава 1. Самый важный навык мотоциклиста
В которой мы рассказываем о том, что разогнаться и дурак сможет, а вот затормозить...
Глава 2. Тормозной путь мотоцикла
В которой мы рассказываем о том, что тормозной путь зачастую длиннее чем хочется...
Глава 3. Динамический перенос веса при торможении
А тут мы рассказываем о том как нам пользоваться силой инерции<
глава 4. Торможение без АБС
>Короткая заметка о торможении с АБС<
Глава 5. Торможение с АБС
Короткая заметка о торможении без АБС

6. Не сидите врастопырку


Подножки мотоцикла — это не место для отдыха ваших ног. Ну точнее это не только место для отдыха ваших ног. Подножки — это тоже органы управления мотоциклом. И от того как на них расположены ваши ноги зависит эффективность использования этих органов управления. Часто, очень часто можно видеть, что мотоциклист держит ноги так что подножка находится прямо у каблука. Это не только не верно, но и опасно. Почему опасно? Потому что носок ноги свешивается и тормозит о встречный поток воздуха. Но это ладно. Опасно то что в повороте, есть шанс что вот такая врастопырку поставленная на подножку нога может-таки достать до асфальта и если дальше все пойдет по плохому сценарию, то ногу может а. просто сорвать с подножки, б. провернуть, в. вывернуть.

Поэтому важно приучить себя держать ноги на подножках опираясь основанием пальцев. В этом случае вы лучше ощущаете мотоцикл, и можете лучше его контролировать.
Есть возражение, что при такой постановке ноги теряются миллисекунды на перенос ноги на педаль тормоза. Ну что же. Важно помнить, что в принципе любой мотоциклист в любой момент может стать украшением чужого капота. Поэтому именно мотоциклист несет ответственность за прогнозирование ситуации на дороге и своевременное перемещение ноги в рабочее положение.
И безусловно требуется заранее ставить ногу на педаль тормоза. Вообще задний тормоз очень полезная штука. И чем длиннее и тяжелее мотоцикл, тем все больше растет его значение. Ну а при фильтрации сквозь плотный трафик в пробках задний тормоз — это едва ли не самый главный инструмент для прокладывания пути.
Но в обычных дорожных обстоятельствах ваша нога должна опираться на подножку основанием пальцев. Никаких растопырок.

7. Сидите ближе к баку


Сей совет конечно прежде всего относится к тем, кто ездит на нормальных мотоциклах, потому что тем, кто ездит на круизерах-чопперах вообще пофиг на советы. Но вот тем, кто ездит на разного рода турэндурах и прочих дорожниках крайне рекомендуется сидеть как можно ближе к баку. Основная причина в том, что это помогает правильнее сбалансировать систему мотоцикл-мотоциклист, равномернее загрузить колеса и иметь центр масс близко к геометрическому центру мотоцикла. Зачем? Затем, что благодаря такой посадке мотоцикл при разгоне, торможении или повороте мотоцикл управляется лучше.

8. Куда смотрите туда и приедете


И снова напоминаем всем, что при управлении мотоциклом важно смотреть не на переднее колесо, и не перед передним колесом, а туда куда хотите приехать. Нарушение этого простого правила неоднократно приводило к печальным последствиям. Видите, опасное дерево, камень, столб, обочину – не смотрите на них. Смотрите на дорогу, в поворот. Как только вы зафиксировались на опасном объекте – все, пиши пропало. Туда вы и приедете. Вот такой вот неприятный трюк выкидывает с нами наш мозг. Впервые я столкнулся с таким странным феноменом, еще когда начинал заниматься автомодельным спортом. Если обкатывать модель на огромной парковке с одиноким страшным бетонным столбом, то модель точно врежется в столб. Поэтому делайте что хотите, но не смотрите на препятствия, а смотрите на дорогу между ними.
Чуть ранее мы писали об этом чуть подробнее
Глава 6. Смотри куда едешь!
В этой главе мы рассказываем об управлении по взгляду

9. Правильное расположение на дороге

Как бы сильно вы не экипировались, помните, что вы из мягкого мяса и хрупких костей. А автомобили твердые и железные. Любое столкновение с автомобилем может негативно сказаться на вашем психофизическом состоянии. Другими словами, водителю авто придется красить крыло, а вам сидеть, а то и лежать в бинтах.
Поэтому ваше положение на дороге должно, во-первых, обеспечивать вам максимальный обзор дорожной ситуации, а во-вторых вы должны быть заметны другим. Двигайтесь в потоке так что бы теоретически вас было хорошо видно в зеркалах заднего вида.
Кроме того, у вас должно быть достаточно места для того что бы оттормозиться или увернуться. Чем дальше вы от любых автомобилей, тем безопаснее. Поэтому кране полезно на перекрестках пробираться вперед и уезжать первым оставляя поток позади.
Даже если вы по правилам имеете преимущество, помните, что доказывать это в суде со сломанной рукой крайне неудобно. Поэтому классическое правило 3Д «Дай дорогу дураку» для мотоциклистов является краеугольным камнем безопасности.
Если на перекрестке впереди тот, кто поворачивает налево должен вас пропустить, ни в коем случае не думайте, что он так сделает. Если кто-то по всем раскладам должен вас видеть – считайте, что он вас не видет.
В общем береженого Бог бережет, а бесстрашные гибнут первыми.
И еще один момент. Нет ничего более позорного чем мотоциклист, въехавший в другого мотоциклиста. Это просто очень сильно доставляет всяким мотохейтерам. Не давайте им шанса поглумиться.
Расположение на дороге при езде колонной
Расположение на дороге при езде колонной
Если едете группой, то не висите друг у друга на колесе. Идеально если первый в группе едет по левой части полосы, а второй чуть сзади и справа. Если в группе больше двух мотоциклов, такой шахматный порядок позволит вам избежать позора.
И самое важное – не висите в мертвых зонах грузовиков, автобусов и автомобилей.

10. Расслабьтесь.


Самое важное. Помните, что мотоцикл это в первую очередь удовольствие. Это связь между машиной и человеком. И связь эту надо тренировать и поддерживать. Водить мотоцикл надо учиться не только в мотошколе при получении категории, но и все время что вы будете на нём ездить.
Кроме того, каждый мотоцикл уникален. Как, впрочем, и каждый человек. Поэтому важно понять и почувствовать особенности каждого мотоцикла что окажется под вами.
Мотоциклы в первую очередь подчиняются законам физики, и лишь потом уже вам. Вы должны прочувствовать, как он хочет ехать, и на что он способен. Мотоцикл самобалансирующаяся система, в которой порой самое малое управляющее воздействие может привести к очень сильному результату, и наоборот. Ищите взаимопонимание с мотоциклом.
Но помните. Сколько бы километров не было за вашими плечами – жизнь несправедлива. Shit Happens. Ваша задача минимизировать все риски, возникающие при езде на мотоцикле. Поэтому не ленитесь тренировать себя и искать максимального взаимопонимания с вашим мотоциклом.

Все предыдущие главы Азбуки мотоциклиста

Глава 1. Самый важный навык мотоциклиста

В которой мы рассказываем о том, что разогнаться и дурак сможет, а вот затормозить...

Глава 2. Тормозной путь мотоцикла

В которой мы рассказываем о том, что тормозной путь зачастую длиннее чем хочется...

Глава 3. Динамический перенос веса при торможении

А тут мы рассказываем о том как нам пользоваться силой инерции

глава 4. Торможение без АБС

Короткая заметка о торможении с АБС

Глава 5. Торможение с АБС

Короткая заметка о торможении без АБС

Глава 6. Смотри куда едешь!

В этой главе мы рассказываем об управлении по взгляду

Глава 7. Куда клонишь, туда и едешь.

А тут мы поговорим о том зачем надо наклонять мотоцикл и как

Глава 8. Угол наклона, шины, асфальт, зацеп

Здесь разбираем по полочкам вопрос наклона и зацепа

Глава 9. Четыре этапа и три техники прохождения поворотов

Рассказываем о том как поворачивать

Глава 10. Оптимальная траектория

Показываем как правильно выбрать траекторию движения.

Глава 11. Мотошины. Маркировка. Состав. Назначение

Немножко о шинах.


Похожие записи

4 комментария
avatar
В начале сезона обязательно на площадке освежаю навыки. Левый круг, правый круг, восьмерка обязательная программа.
avatar
А я вот невсегда
avatar
Отличный пост! Спасибо!
  • Novs
  • 0
avatar
Пожалуйста

Оставить комментарий