Оптимальная траектория

Оптимальная траектория

Те, кто уже качественно наработал основные навыки прохождения поворотов, а именно, управление по взгляду и контрруление, могут заняться тонкой работой – отработкой траектории.
Предыдущая глава: Четыре этапа и три техники прохождения поворотов

Азбука мотоциклиста. Оглавление.

Контрруление и управление по взгляду являются необходимыми навыками, которые следует хорошо отработать, прежде чем двигаться дальше. Потому что при правильном контррулении можно преодолеть самые непокорные повороты, а хорошее управление по взгляду помогает завершить маневр.

Эти навыки можно отрабатывать также при катании на велосипеде, каноэ, лыжах или коньках, и даже на работе. Официанты знают — если они неотрывно глядят на полные стаканы на подносе, жидкость неизбежно разольется. А если смотреть на столик гостей, то все получается само собой. Настоятельно рекомендую проверить на себе и своих друзьях.



Но что же такое правильная траектория? На гоночных трассах ездят по самой короткой из возможных линий с минимальным наклоном и максимальной скоростью, это так называемая идеальная траектория. По дороге мы следуем по так называемой безопасной траектории. Иногда требуется больший наклон, но он облегчает оптимальное управление по взгляду и удерживает нас от полосы встречного движения. Вполне логично: чем раньше мы увидим траекторию, тем быстрее сможем войти в поворот, а выйдя на прямую, открутить ручку газа. В идеале, скорость на выходе из поворота выше, чем на входе в поворот.

Для того чтобы справиться с быстрыми перекладками, например, при S-образных поворотах, мы используем контрруление, уже описанное в предыдущей главе. Ведь эти маневры нельзя выполнить хорошо ни смещением веса, ни давлением ног, только через энергичное и целенаправленное усилие на рулевое управление. В идеале применяют рулевое усилие на внутреннюю по отношению к повороту рукоятку руля.

Например, для того, чтобы перекладываться на таком мотоцикле как Honda CBF600 на скорости 100 км/ч через серию поворотов, водитель должен менять наклон с усилием на руле до 300 Ньютонов, то есть около 30 кг.

Золотое правило «нажал вправо – поехал вправо» и «нажал влево – поехал влево» конечно, освоить легче, и оно должно стать мантрой для повседневной езды.

Легкость прохождения поворотов зависит не только от техники вождения, но и от типа мотоцикла. Длинная колесная база, а также большой вес являются помехами при прохождении поворотов. Сильно влияют на условия вождения, также шины.


Опасная трасса с высоким риском.

Не делайте эту ошибку!
Если заходить в поворот слишком рано, то вы лишаетесь возможности контролировать обстановку за ним, вы не видите встречный транспорт. А если при этом вы еще и зашли в него на большей скорости, то возможность оказаться на полосе встречного движения или в кювете растёт многократно.

При повороте налево голову надо держать над воображаемой траекторией, колеса при этом едут правее её! Это важно, так как мотоцикл в наклонном положении занимает ширину почти как автомобиль и при разъезде со встречным транспортом в лучшем случае будет неприятное раскачивание от воздушных потоков, а в худшем падение в наклоне или даже столкновение. Кроме того в связке поворотов продолжение неправильно выбранной траектории в следующем повороте приведет прямиком на встречную полосу.

Всегда важно предусматривать достаточные интервалы до дорожных отбойников, песчаных обочин и знаков дорожного движения. На узком, не просматриваемом повороте часто остается только одно решение – держаться справа и соответственно, ехать медленно.

Сверху на картинке почти классический проблемный поворот: движение в основном не просматривается, поэтому неожиданно может появиться автомобиль или мотоцикл – если резать такой поворот, это просто опасно.

Поэтому при срезках поворотов нужно, по крайней мере, быть готовым к тому, что в S-образной связке водитель на полосе встречного движения тоже возможно будет её резать, и тоже может оказаться на вашей полосе движения. А если эти ваши срезки сойдутся в одной точке, то шансы на добрый исход падают в пропасть.


Вполне привычный поворот также таит в себе возможность ошибки.

На картинке вполне классический поворот, который хорошо просматривается, и вроде бы можно его проходить по идеальной траектории с соответствующим наклоном. Однако, если резать поворот (пунктирная линия), на выходе из поворота мотоцикл должен ехать с сильным наклоном, чтобы не попасть в возможное столкновение со встречным транспортом.
При этом если не резать поворот, заходить в него шире (сплошная линия), то апекс (отмечен конусом) проявляется раньше. Это означает что вы сможете открыться раньше, чем скомпенсировать более медленную скорость в повороте.


Поздний вход в поворот особенно полезен в связках

При множественных поворотах преимущество широкого захода заметно больше, так как при прохождении правого поворота апекс будет пройден раньше, что позволит войти в следующий левый поворот с правого края дороги имея запас по ширине полосы.
Водитель на ошибочной траектории (пунктир) движется очень близко к встречной полосе, и в следующий левый поворот ему придётся входить из крайне невыгодного положении. Плавная, округлая траектория не всегда применима к реальной дорожной обстановке.


Слишком быстро и / или недостаточный наклон при повороте? Это может закончиться плохо.

Частые проблемы при прохождении поворотов.
Боязнь наклона.

Результат: поворот заканчивается на встречной полосе. Или за ней. Это если направо. Если налево то в лесу. Или на троруаре. А там твердые остановки и мягкие пешеходы. Наиболее частая причина: отсутствие тренировки наклонов и неправильное управление по взгляду. Совет: если вход в поворот действительно узкий, используйте технику «заламывания», направив взгляд на выход из поворота.

Опоздал на торможение.
Проблема: слишком позднее, паническое торможение в повороте на высокой скорости, тормоз не отпускают точке входа в поворот, мотоцикл не наклоняется и улетает с трассы. Здесь поможет интенсивное обучение под профессиональным руководством. И АБС для поворотов, которая позволяет получить эффективное торможение без потери сцепления с асфальтом, при этом и мотоцикл, и водитель, как правило остаются на трассе.

Резкий обгон.

Попытки протиснуться перед автомобилем непосредственно перед поворотом – крайне опасны. Лучшее решение: прижаться вправо, немного притормозить, а затем спокойно пройти поворот.

Течь телескопической вилки или амортизатора.
Плохое демпфирование может серьезно ухудшить сцепление с дорогой. Нерабочие детали следует заменить или отремонтировать.

Плохое сцепление шин с дорогой.
Только цепкие шины дают возможность двигаться с большим наклоном. Кроме того, глубина протектора и давление воздуха в шинах тоже должны быть соответствующими.

Чёппер.
В повороте если зацепиться за асфальт дугами, кофрами или рамой, из-за того что ваш мотоцикл чёппер, можно упасть. Возможное решение: не надо ездить по извилистым дорогам на чёпперах. Go to USA.

Внешние обстоятельства.
Дождь, разливы масла, новая дорога или битумная полоса являются потенциальными источниками опасности. Смотрите в оба.


Мотоциклист полностью на своей полосе. Но почему он не возьмёт вправо, где ещё много пространства?

Корректировка траектории при прохождении поворота.
Мантру об управлении по взгляду надо вспоминать не тогда, когда ситуация становится жесткой, а сильно заранее, но лучше уж поздно, чем никогда. Если что-то идет не так, то взгляд на выход из поворота, ручку (правую если едем направо и левую если едем налево) давим от себя сильнее, кладём мотоцикл! Принцип неизменен: куда смотрим, туда и едем. Смотреть следует далеко вперед, и направить свой взгляд туда, куда хотите приехать, а не в лес или на колесо. При правильном взгляде шансы пройти поворот без проблем максимальные.

А что же делать, если посреди поворота в наклонном положении надо затормозить? Такое бывает, если мы себя переоценили, и ушли слишком далеко внутрь или наружу от правильной траектории, или если на пути кирпич или лужа, и нужно изменить траекторию? В таком случае все нужно делать очень быстро. Но ни в коем случае не использовать ножной тормоз, при динамическом переносе нагрузки заднее колесо оторвется слишком быстро.

Правильный выбор — передний тормоз, который следует использовать с чувством, с толком с расстановкой, без рывков, но со значительным усилием. Следующий аспект – необходимо достаточно пространство. Если мы хотим или вынуждены полностью остановиться, то короткий усилием на руль мы можем выпрямить мотоцикл и совершить остановку в вертикальном положении.

Если же мы хотим или вынуждены остаться в движении, и тормозить до полной остановки не нужно, то хорошее усилие на внутреннюю по отношению к повороту рукоятку руля удержит мотоцикл в траектории, и, на проезжей части. При этом, опять же, важную роль играет управление по взгляду. Если нам нужно выпрямиться и остановиться, как в первом примере, то взгляд из поворота должен быть направлен по прямой. Если мы хотим остаться на траектории, то логично, что взгляд должен быть направлен на выход из поворота.

При хорошем сцеплении с дорогой даже при торможении в наклонном положении вполне можно снизить скорость без проблем. Тем не менее, во время торможения нужно крайне аккуратно работать тормозом, и лучший способ это сделать во время обучения и практики в безопасности. Усилие прилагаемое к ручке тормоза зависит от угла наклона и при наличии современной АБС может быть упрощено дозирование.

В некоторых случаях вполне можно использовать одновременно и торможение, и руление, например при уклонении с одновременным резким торможением. Однако крайне важно понимать что такие сочетанные маневры требуют отработки. В реальной жизни у вас не будет времени подумать о том как тормозить и рулить одновременно. Только после неоднократного повторения упражнений в безопасных условиях, вы сможете повысить свои шансы избежать крайне неприятных дней в больнице в случае возникновения критической ситуации на дороге.

Идеально конечно если вы будете заниматься с инструктором на специально подготовленной трассе. Но и самостоятельная подготовка тоже будет крайне полезна.

Следующая глава: Глава 11. Мотошины. Маркировка. Состав. Назначение

Похожие записи

0 комментариев

Оставить комментарий