Четыре этапа и три техники прохождения поворотов


Четыре этапа и три техники

Прохождение поворота на мотоцикле можно разделить на четыре основных этапа:
1. Торможение
2. Заход в поворот
3. Вкатывание
4. Выход и ускорение

Предыдущая глава: Угол наклона, шины, асфальт, зацеп
Азбука мотоциклиста. Оглавление.
Первый этап это когда мы снижаем свою скорость до той в которой мы гарантировано пройдем поворот.
На втором этапе, уже сбросив скорость, мы начинаем поворачивать, для чего толкаем от себя ту ручку, в сторону которой нам надо повернуть. Надо нам повернуть налево, толкаем от себя левую ручку руля. При этом мотоцикл начинает наклоняться налево и соответственно поворачивать налево. Тут главное не переусердствовать и не завалиться влево вместе со всем мотоциклом, так что давление на ручку нужно дозировать с умом.
Далее на этапе вкатывания нам возможно будет необходимо корректировать наклон и соответственно радиус поворота.
На выходе из поворота мы добавляем газ, вырастает центробежная сила и мотоцикл выпрямляется. если газа недостаточно, например в связке поворотов, то мы давим от себя противоположную ручку, выпрямляя мотоцикл и продолжая давить укладываем его в следующий поворот.

Из трех показанных на первой картинке техник поворота чаще всего используется средний, когда мы входим в поворот в едином составе с мотоциклом, такой метод позволит пройти практически любой поворот. Первый метод заламывания используется в малых пространствах, а третий, со «свешиванием» доступен только после тренировок, но позволяет использовать много дополнительных возможностей при скоростном прохождении поворотов.


Весьма важным является понимание того что торможение важно завершить до входа в поворот. Это связано в первую очередь с тем, что при торможении в наклоне из-за того что пятно контакта смещено в сторону от центра шины и из-за деформации шины на мотоцикл начинает действовать очень мощное восстанавливающее усилие, которое поднимает его из крена и соответственно выпрямляет траекторию. Для компенсации этого нужно прилагать очень большие усилия в контррулении, что бы удерживать мотоцикл в наклоне. Некоторые измерения показали что при торможении усилие которое необходимо прилагать к ручке руля для удержания мотоцикла в 12° наклоне может достигать 250Н — 25 кг.

Торможение
Приближаясь к повороту очень желательно заранее оценить свои возможности и в случае чего затормозить. Торможение лучше закончить до поворота. Почему? Поскольку пятно контакта шины с асфальтом в наклоне смещается в сторону от центра, то появляется рычаг силы, который при торможении мотоцикла который во-первых пытается поднять мотоцикл в вертикальное положение, а во-вторых создает большое усилие на руле препятствующее повороту в нужную сторону. И тольк отпустив тормоз, мы можем снизить эти неблагоприятные факторы и зайти в поворот легко и непринужденно.
Отпустив тормоз, мы сразу сможем оценить, правильную ли передачу мы выбрали для этого поворота. Если выбрана слишком низкая передача, то обороты мотора будут слишком высокие, а тормозной момент мотора слишком сильный. И в апексе поворота (апекс это высшая точка поворота) наша скорость будет слишком низка. Если передача чересчур высока, вы не сможете вкатываться в поворот регулируя скорость только газом, придется притормаживать внутри поворота (задним тормозом, иначе см. выше!) или пытаться еще сильнее накренить мотоцикл по ходу прохождения, иначе можно и не уложиться в размеры своей полосы. Что, как известно, вредно для здоровья.


Наклон на этапе вкатывания. Если мы движемся в повороте на ровном газу или с небольшим ускорением, то в этом состоянии, на переднее колесо действует крайне невысокий выпрямляющий момент. При этом на заднее колесо действует продольное тяговое усилие которое с при 100 км/ч составляет около 8 л.с. При слишком большом наклоне шины могут потерять сцепление с дорогой, и первой это как правило делает более узкая передняя шина. С другой стороны, слишком низкая скорость при прохождении поворота может привести падению внутрь поворота, И это будет не красивый лоусайд, а просто позорный бумс.

Вкатывание
Вхождение в поворот и качение
Уже при вхождении в поворот важно, чтобы мы направили взгляд на выход из кривой, чтобы взгляд мог провести нас через поворот.
На этапе вкатывания на колеса практически не действуют продольные силы. Зацеп ровный и зависит только от покрытия и свойств шин. Если вы вдруг переборщите с наклоном, то у большинства мотоциклов поначалу заскользит переднее колесо. Но не надо волноваться — современные шины при нормальной рабочей температуре и на цепком асфальте работают в наклонах до 50 градусов и даже больше.
Но даже 50° недостижимо для большинства мотоциклов. Ещё задолго до этого они начнут царапать асфальт подножкой, подпоркой или даже выхлопной трубой. Да и многие мотоциклисты так и не решаются на большой угол — в конце концов как известно человек генетически запрограммирован не пугаться до кренов в 20 градусов. Преодолеть этот страх и наклонить мотоцикл глубже поможет только одно — практика и ещё раз практика.


Ускорение из наклонного положения. На выходе из поворота плавно добавляем газ, как следствие мотоцикл выпрямляется, и радиус поворота становится больше. Если нужно выпрямить машину поскорее, поможет дополнительное усилие на внешнюю по отношению к повороту рукоятку руля. При ускорении на заднее колесо действует продольная сила, что повышает вероятность его срыва при разгоне.

Ускорение
Главный вопрос, когда именно можно начинать ускоряться в повороте? Как и вопрос выбора самой правильной траектории он вызывает много споров среди мотоциклистов.Самое распространенное мнение, что ускоряться можно сразу после прохождения апекса поворота.
Так как апекс поворота не всегда удается четко определить, есть еще один критерий, попроще: начиная с точки, с которой можно увидеть конец поворота, можно добавить газ. А пока не видите, то лучше подождать, то есть продлить этап вкатывания. Из этого требования неизбежно следует, что траекторию на дороге необходимо определить таким образом, чтобы как можно раньше получить как можно лучший обзор, не выезжая конечно на полосу встречного движения.

Заламывать мили свешиваться?



Техника прохождения поворота «Заламывание»


Этот способ прохождения поворотов берет свое начало из внедорожных гонок. Водитель сохраняет относительно вертикальное положение, мотоцикл при помощи рулевого управления отжимают вниз. При этом помогают изгибом туловища в сторону от наклона (или даже в экстремальных случаях сдвиг ягодиц по сидению, как показано выше). Способ хорошо работает в крутых поворотах и поворотах с быстрым изменением курса или при маневрах уклонения. Он идеален для гравийных дорог и на рыхлом или скользком дорожном покрытии, так как центр тяжести находится ближе к пятну контакта шины.


Техника прохождения поворота «Закладывание»

Это классика: водитель и машина при наклоне образуют прямую линию. Хоть с фиксированием колена, хоть со свободно-спортивным опусканием этот стиль вождения подходит для всех видов поворотов в любом темпе. Направление движения можно очень быстро изменить, из закладывания при чередующихся поворотах можно плавно перейти в заламывание. Непринужденная поза посадки не требует больших усилий. Также хорош обзор: водитель наклоняет голову, чтобы держать горизонт взгляда как можно ровнее, взгляд идет в направлении выхода из поворота. Угол крена немного меньше, чем при прижимании.


Техника прохождения поворота «Свешивание»


Даже по иллюстрации видно, что этот стиль вождения практикуют, прежде всего, на гоночных трассах, где маршрут известен. При той же скорости в повороте наклон меньше, но тут требуется сила и много практики. На дороге при прохождении многих поворотов может помочь упрощенная форму «свешивания» с применением большого усилия на переднее колесо. Особенно, если в наклонном положении вдруг потребуется притормозить. Также хорошо видно, что при всех трех способах поворота человек и мотоцикл занимают значительно больше ширины дороги, чем при движении по прямой, наиболее справедливо это утверждение для «свешивания».

Следующая глава: Оптимальная траектория

Похожие записи

0 комментариев

Оставить комментарий