Динамический перенос веса при торможении.

Вес мотоцикла в состоянии покоя распределяется примерно одинаково на оба колеса, а в движении при торможении из-за инерции вес почти полностью переносится на переднее колесо. Это явление называется «динамическим переносом веса».


Предыдущая глава:Тормозной путь мотоцикла
Азбука мотоциклиста. Оглавление.

Вот такое давление оказывает шина переднего колеса на дорогу при переносе нагрузки при торможении. Зелёное поле показывает контактную поверхность шины при движении по прямой с постоянной скоростью. Площадь между красным и зеленым выделением обозначает увеличение площади контакта во время экстренного торможения.

Чем больше загружается переднее колесо, тем большее тормозное усилие оно может выдержать, ну если конечно не переусердствовать и не заблокировать его.
Как изменяется нагрузка на колесо хорошо видно по передней вилке. Чем больше она сжимается при торможении, тем выше перенос веса. На большинстве мотоциклов, при экстренном торможении вилка сжимается больше чем на две трети всего хода. В это момент огромное давление на колесо увеличивает площадь контакта шины с асфальтом почти в три раза!

Совсем иную роль при торможении играет заднее колесо. И эта роль сильно отличается в зависимости от типа мотоцикла. На спортивных мотоциклах, она ничтожна, а на низких чопперах торможение задним колесом критично для выживания. На мотоциклах без АБС концентрация внимания на усилии торможения передним колесом — главный приоритет. Водитель должен использовать перенос веса на переднее колесо себе на пользу.

Важно не дергать рычаг тормоза резко, ведь в таком случае переднее колесо блокируется до того, как вес достаточно сместился вперед, обеспечив лучший зацеп. Следует нажимать рычаг тормоза правильно, в два этапа, как можно более плавно – сначала притормозить, пока не почувствуется смещение нагрузки на переднее колесо, а потом продолжить торможение, выбирая оптимальное усилие в зависимости от условий торможения.

Если задействовать тормоз заднего колеса за долю секунды перед тормозом переднего, то торможение будет более стабильным. Мотоцикл в таком случае, приседает, задействует заднюю подвеску, заднее колесо лучше прижимается к дороге и обеспечивает дополнительное тормозной момент. Некоторые комбинированные тормозные системы с АБС используют этот эффект. Испытания доказали, что такой подход дает небольшое, но вполне ощутимее уменьшение тормозного пути.

В системах без АБС следует действовать осторожно, так как при падении загрузки заднего колеса оно может заблокироваться. Поскольку дороги имеют некоторый поперечный уклон (в основном для отвода дождевой воды), заблокированное заднее колесо часто уводит в сторону, при этом развивается занос.


Внимание: если задняя часть пошла в занос, возникает риск хайсайда (Хайсайд возникнет когда заднее колесо снова зацепится за асфальт, и мотоцикл, перекинувшись, отправляет наездника в полет)! То есть, если вы не уверены, лучше отпустить задний тормоз сразу после того, как был дан начальный импульс. В торможении в поворотах его вообще лучше не задействовать.


Средняя величина замедления при быстром вождении по шоссе составит примерно 5 м/с², это примерно половина от полного торможения. При этом задний тормоз может внести до 35 процентов вклада в общее дело торможения из-за высокой нагрузки на заднее колесо, а переднее колесо при хорошем дорожном покрытии будет далеко от блокировки. Красная стрелка на картинке это результирующий вектор суммы двух сил — инерции (зеленый цвет) и веса (желтый цвет). Если суммарный вектор направлен на дорогу позади проекции оси переднего колеса на дорогу (продолжено пунктиром), то склонность к переворачиванию не возникает.


Фактическое торможение зависит от мотоцикла и зацепа. Если зацеп хорош, а мотоцикл имеет длинную колесную базу и низкий центр тяжести, то всё это способствует торможению. Ограничением служит такое усилие торможения, когда мотоцикл начинает опрокидываться вперед (стоппи). Это наступает, когда вес полностью перераспределяется на переднее колесо. Результирующий вектора (красный цвет) проходит чуть позади или через даже контактное пятно шины. С этого момента, любой дополнительный прирост тормозного усилия на переднем колесе ведет к потере контакта заднего колеса с дорогой. Системы помощи водителю (СПВ), если они есть, обнаруживают потерю контакта на заднем колесе и контролируют давление в тормозной системе так, чтобы оно не теряло контакт с дорогой. Ну а в случае их отсутствия, все в ваших руках, а точнее руке. Правой.


При чрезмерном избыточном торможении заднее колесо поднимается над дорогой. И в таком случае результирующая линия приложения усилия сдвигается вперёд, перед передним колесом. Когда заднее колесо приподнимается, на переднее колесо ложится максимальная нагрузка. Если мотоциклист всё также будет держать высокое давление в 28 бар в тормозной системе, мотоцикл перевернется вперед. Важно: такое возможно и при наличии АБС! Ведь в этом случае — опять же при условии достаточного сцепления – нужна регулировка торможения не из-за заблокированного переднего колеса, а потому что приподнимается заднее. В таких случаях срабатывает иная СПВ (антивилли), если конечно она есть в мотоцикле.

Следующая статья: Торможение без АБС


Похожие записи

0 комментариев

Оставить комментарий