Почему шлем надо менять раз в пять лет.

Как часто надо менять шлем? Вопрос этот будоражит головы и простых скутеристов и непростых голдоводов.
Наш мир устроен так, что все в нем, что оставлено без присмотра стремится принять шарообразную форму и укатиться к хуям занять наиболее выгодную с точки рения затрат энергии форму. Именно поэтому самая идеально убранная комната, без приложения вашей энергии превращается в то, что вы сами видите. Горы со временем превращаются в камни, камни в песок, песок в пыль, а пыль превращается. Кстати во что превращается пыль? Хммм. Суть мира в том, что, раз затратив энергию на создание чего-либо, необходимо вкачивать в это что-либо энергию для поддержания этого в форме. А без этого наступает разруха и красный террор. Энтропия нарастает.
Экипировка и Аксессуары: Почему шлем надо менять раз в пять лет.
Так, о чем это я? А. Точно. О Шлемах. Так вот. Шлемы мотоциклистов сделаны сами знаете из чего. Нет не из карбонада. Карбонад — это такое мясное изделие. И не из углеволокна. Углеволокно — это такое мягкое. И не из чистого карбона. И даже не из термопласта, хотя это уже почти правильно. Ладно. Раз уж вы так хотите знать вот вам статья про то, из чего сделаны шлемы. На всякий случай вот еще ссылка на то, как правильно выбрать шлем под свою дурную голову. Так вот тем, кто не читал, но знать хочет, сообщаю. За редким исключением натуральных тканей в подкладке, шлемы от макушки до подбородка сделаны из разных пластмасс. Ну и немножко металлов для крепежа бывает.
А пластмассы это такая материя, в создание которой вложено очень много энергии. Сами посудите надо взять короткие молекулы-кусочки, которые по-научному называются мономеры и заставить эти кусочки соединиться в длинные цепочки, образовывая полимер. Причем фишка в том, что кусочки могут быть газом или жидкостью, а пластмасса это то что защищает вашу голову. А как мы говорили выше, наш мир не приемлет сложноты и совершенства и начинает всеми силами бороться с такой, по его мнению, несправедливостью превращая потихоньку полимеры обратно в мономеры. Ну да, я упрощаю, это не совсем научно. Но зато понятно. У меня же научпоп, а не учебник по старению полимеров.

Вот именно это и происходит у нас с материалами шлема вообще и скорлупой в частности. Скорлупа у нас из чего? Ну в 95% наверно из поликарбоната. 5% оставим на говно из АБС и крутотень из композитов.

А поликарбонат это такая классная штука. Его делают из угольной кислоты (фосгена) и двухатомного фенола (бисфенола-А). Вот попробуйте дома в кастрюльке смешать фосген и бисфенол-А. Если вдруг выживите и даже получите кусок поликарбоната, напишите нам в комментариях, как это было.

А что же происходит с поликарбонатом со временем? Да и не только с поликарбонатом, а с любым пластиком, в том числе и тем, что связывает воедино многослойную скорлупу «карбонового» или «фиберглассового» шлема.
В первую очередь на скорлупу действует свет. А свет — это не только то безобидное солнышко, которое мы иногда видим в окно. Если повезет и офис с окном. Солнечное излучение, которое не даром еще называют солнечной радиацией это самый вредный фактор для пластмассы. Особливо если в этом свете много ультафиолетовой составляющей. Причем свет действует всегда в союзе с теплом, кислородом воздуха и влажностью. Все эти факторы вместе и врозь исподволь, час за часом разрушают микроструктуры полимеров скорлупы. Буквально с каждой секундой после изготовления на поверхности и в глубине скорлупы идут медленные и неизбежные физические и химические превращения. Распадаются связи между атомами. Ослабляются связи между молекулами. Все эти процессы идут в пластмассе постоянно ускоряясь, когда день солнечный, жаркий и влажный, и замедляясь, когда вокруг темно, прохладно и сухо. Из этого очевидно следует, что ездить в пасмурную, но сухую и прохладную погоду полезнее для шлема, чем катить в жару, по яркому солнцу вдоль морского побережья.

Экипировка и Аксессуары: Почему шлем надо менять раз в пять лет.Процессы старения идут как в пластике скорлупы, так и в пластике (пенопласте) вставки. Да внутри скорлупы, где находится пенополистирольная энергопоглощающая вставка света нет. Зато там есть влажность и температура. Плюс каждый раз снимая и одевая шлем, а также просто используя его мы создаем вибрации, в результате которых структура пенополистирола потихоньку разрушается. Как и скорлупа он со временем становится более хрупким, менее эластичным и с каждым днем все хуже и худе становится способным на то ради чего он там установлен на то чтобы в случае не дай бог удара головой в шлем об препятствие поглотить часть удара за счет своей внутренней деформации и частичного разрушения структуры.

Кроме естественных причин старения, на шлем снаружи влияют и такие негативные факторы как пары топлива, да и само топливо и масло которые могут попадать на шлем, кислотные дожди и прочие неприятности техногенного характера.

Изнутри на материалы шлема могут влиять не только влажность, но и то что выделяется из человека, а также то что человек намазывает на себя. Крема и гель для волос в том числе.

Итак, что мы имеем в остатке. В результате внешнего воздействия солнечной радиации, тепла, влажности, вибрации и других механических воздействий неизбежных в ходе эксплуатации шлема, его составляющие стареют и теряют изначально заложенные в них свойства. Скорлупа теряет эластичность и прочность и может расколоться при гораздо более слабых ударах, а внутренняя вставка становится более хрупкой и хуже может поглотить энергию удара. При этом мы понимаем, что при эксплуатации в разных климатических регионах срок за который такое старение достигнет критического уровня различно. На побережье средиземного моря при ежедневной эксплуатации старение будет экстремально быстрым, а у шлема, который использовался раз в неделю в районе Нефтеюганска процесс старения будет протекать гораздо медленнее.

Однако производитель шлема никак не может предугадать где будет эксплуатироваться его шлем. Именно поэтому он рассчитывает на худшее и дает свои рекомендации по замене исходя из худших с его точки зрения вариантов. Именно поэтому большинство производителей в своих документах ограничивают срок эксплуатации 5 (пятью) годами, но обязательно при этом упоминая, что с момента выпуска должно пройти не более 7 (семи) лет. Да, это рассчитано исходя из самых жестких условий эксплуатации, и возможно конкретно ваш шлем мог бы и еще послужить. Но на безопасности экономить не принято.

Поэтому – меняйте шлемы регулярно. Не реже раза в пять лет. В конце концов, одежду и мотоциклы мы же меняем не только по износу. Но и просто хочется новенького. Да вот такой вот консьюмеризм.
Удачи на дорогах. И пусть вам не придётся проверять защитные свойства шлема в деле.

Похожие записи

4 комментария
avatar
Леня, а можно фотки загрузить большее лучшего качества?
Хотя бы первую? Из нее превьюшка делается, а она неинформативна при таком качестве картинок, как в этом топике.
avatar
Так 5 лет использования повседневного? Полгода же лежит без дела
avatar
Так 5 лет использования повседневного? Полгода же лежит без дела
Ну ты же понимаешь, что в данном случае изготовители шлема стараются снизить риск появления судебного иска. Типа если что, то мы сказали про пять лет.
avatar
Конечно понимаю, а то летят 200+ и потом, это все шлем виноват!

Оставить комментарий