Правильный выбор: о мотоэкипировке для оффроада

Честно говоря, по плану здесь должна была быть интересная статья о сложной семидневной гонке по живописной Албании, где я всех победила, но так сложилось, что в этот раз победили меня. На финишном лиазоне второго дня местный автомобилист решил развернуться из крайнего правого ряда, не глядя в зеркала…
В результате я оказалась в больничке со сломанной лопаткой, сломанным со смещением пальцем, отбитыми мышцами и связками правого плеча, ссадинами и синяками на обоих запястьях. Безумно обидно было выбывать из гонки, когда я в общем зачете шла на 13-й позиции из 65 участников и занимала пятое место в классе 450сс.

Но сейчас не об этом. Врачи и свидетели происшествия сошлись во мнении, что мне очень повезло, что я отделалась такими незначительными повреждениями. Везение — это, конечно, здорово, но мне кажется, что относительно позитивный исход этого происшествия в большей мере зависел от качественной и правильно подобранной экипировки. Поэтому в этот раз я решила сделать небольшой обзор того, в чем езжу сама, как подбираю экипировку, что считаю особенно важным и на что обязательно обращаю внимание. В момент падения на мне было надето:
1. Термобелье с карбоновой нитью SIX2.
2. Наколенники CTi Custom.
3. Мотоботы Alpinestars Tech10.
4. Защита туловища Alpinestars Bionic Pro.
5. Защита шеи Leatt Brace GPX Pro Lite.
6. Шлем Shoei VFX-W.
7. Очки
Oakley Airbrake.
8. Комплект кроссовой формы: штаны, джерси, перчатки Alpinestars Techstar.

1. Термобелье — это основа основ. В первую очередь оно должно быть по ощущениям максимально незаметным для вас. Оно должно плотно прилегать к каждому сантиметру вашего
тела без складок и свободных провисов, но при этом не должно сильно давить и тем более пережимать мышцы и сосуды. Отдельная тема — это компрессионное термобелье, так как степень его давления на мышцы по определению должна быть существенно выше, но к нему надо привыкать, и его целесообразность очень индивидуальна для каждого. За много лет я пробовала разные марки, от дешевых и неизвестных до модных и дорогущих, но в итоге остановилась именно на итальянском бренде SIX2, потому что помимо удобства и большого выбора моделей под разные погодные условия они, в отличие от других, производятся в Италии из высококачественной ткани с карбоновой нитью, что существенно увеличивает долговечность и прочность изделий. У меня есть несколько комплектов, которые служат уже около двух лет, и каждый раз после стирки выглядят как новые, без оттянутых коленок, поп и локтей.

2. Наколенники — это одна из наиболее важных деталей защиты мотогонщика-внедорожника. Как раз тот случай, когда я рекомендую не экономить. В любом случае операция на колене стоит однозначно дороже, ну а о последствиях для здоровья можно даже не упоминать. Если вы собираетесь серьезно заняться мотокроссом или эндуро, то сразу забудьте о существовании обычных пластмассовых «коленок». Смиритесь с тем, что мотоспорт — недешевый вид спорта, и приготовьтесь покупать серьезные шарнирные наколенники. Конечно, самый идеальный (и дорогой) вариант — делать кастомные «коленки» по вашим персональным меркам. Средняя цена — около 100 тысяч рублей за штуку. Сегодня в этом направлении работают три фирмы: CTi, Ortema и отечественная YamiCustoms. Кстати, последняя на рынке предлагает очень заманчивое предложение по соотношению цены и качества: за пару, сделанную индивидуально под ваши ноги, придется заплатить 60 тысяч рублей (для сравнения: пара CTi обойдется не меньше, чем в 200 тысяч). Зато через месяц вы забудете о всех неудобствах, связанных с натиранием коленей до кровавых синяков и ссадин, что обычно бывает при покупке стандартных готовых шарниров. На моем веку было много ситуаций, когда колени оказывались на грани серьезной травмы, но всегда спасала жесткая конструкция шарнирной защиты.

3. Мотоботы. Как ни крути, обувь есть обувь, пусть даже это суровые защитные сапоги из кожи и пластика, поэтому и подбирать их нужно не менее тщательно и аккуратно, с учетом всех анатомических особенностей. Помимо простого удобства и плотности посадки колодки сапога на вашу ногу важно правильно подобрать жесткость мотобот под конкретные задачи и стиль езды. Например, для эндуро обычно берут боты помягче, так как огромных прыжков там нет, а более острое чувство лапки тормоза и сцепления куда важнее. В кроссе и суперкроссе защита голеностопа должна быть помощнее, для этого выпускают максимально жесткие топовые модели мотобот. Для туризма важно правильное сочетание комфорта, защиты и практичности. За много лет я протестировала различные варианты и в итоге пришла к единственной подходящей для меня формуле: боты должны быть максимально жесткими и обязательно с внутренним сапожком, который не только серьезно добавляет защиты голеностопу, но и очень удобен в использовании. Так, например, после долгого дня на мотоцикле можно скинуть с себя тяжелые мотоботы и остаться во внутренних ботиночках, пока не приехала техничка с одеждой. И еще, если сапоги намокли, к следующему дню гораздо легче просушить маленькие внутренники или даже просто использовать сухие запасные. Одним словом, Аlpinestars Тech8 или Тech10 с честью прошли мою персональную селекцию и выбрались в лидеры.

4. Защита туловища, она же в простонародье «черепаха». Эта штука представляет собой подобие курточки из сетки или эластика, к которой крепятся элементы, защищающие спину, плечи, грудь и локти, из специальных ударопоглощающих материалов или пластика. Для классического мотокросса подобная защита не очень подходит из-за своей объемности, а вот для ралли-рейдов, путешествий, эндуро, зимнего и ледового кросса — в самый раз. Моя история знакомства с подобными изделиями началась еще, страшно сказать, в прошлом веке, когда марка Dainese начала выпуск первых «черепах» на сетке с пластиковыми накладками. Но мне всегда в них что- то мешало, натирало и вызывало дискомфорт. Свободно вздохнуть я смогла, когда на рынке появились гораздо более удобные защитные панцири с мягкими накладками.

Несколько лет я проездила в Leatt Brace Air Fit, и в целом меня все устраивало, но ровно до того момента, когда я сравнила ее с более легкой и комфортной экипировкой Alpinestars Bionic Pro. Когда вы подбираете себе такую «черепаху», то обязательно обращайте внимание, насколько плотно она прилегает в вашему телу. Она не должна очень сильно стягивать, но в то же время элементы защиты не должны свободно проворачиваться на руках и плечах. Из персональных наблюдений еще могу посоветовать обращать отдельное внимание на эластичность несущей ткани, которая должна быть в меру плотной и желательно не слишком тянущейся, так как чем мягче и эластичнее ткань, тем выше шанс смещения защитных элементов при падении.

5. Защита шеи. Что касается этого элемента защиты, то тут все неоднозначно. Кто-то считает, что ездить в «ошейнике» неудобно и пользы от него немного, а кто-то, наоборот, без него и близко к мотоциклу не подходит. Я отношусь ко второй категории мотограждан и на собственном опыте не раз убеждалась в полезности сего предмета, в связи с чем всех друзей и знакомых пытаюсь убедить, что без «ошейника» лучше на мотоцикл не садиться, даже если вы только начали осваивать внедорожную езду. Сегодня выбор «ошейников» достаточно широк, от простых и недорогих «бубликов» до высокотехнологичных легких карбоновых образцов. На мой взгляд, они все более или менее одинаково справляются со своими задачами, и выбирать стоит только исходя из персонального удобства, веса, цены и, что немаловажно, возможности состыковки с имеющейся у вас защитой. Лучше всего, естественно, соединяются между собой защиты одного бренда, но если по какой-то причине вы выбираете разных производителей, то на примерку обязательно возьмите свой панцирь или «черепаху». При выборе модели и размера основной параметр, по которому можно понять, подходит вам «ошейник» или нет, является его плотное прилегание в четырех основных точках: грудь, спина, правое и левое плечо. Если в одной из точек «ошейник» отходит от тела хотя бы на 1 см, то он вам велик и нужно выбрать размер поменьше либо подогнать имеющийся под себя при помощи специальных переходников. С 2007 года я пользуюсь «ошейниками» Leatt Brace без каких- либо проблем.

6. Шлем — всему голова. Так же, как и в истории с наколенниками, на шлеме я не рекомендую экономить, ибо людей без рук и ног я много раз видела живыми, а безголовых не встречала ни разу. Сейчас какое-то нереальное количество новомодных брендов, выпускающих различные шлемы, от ультралегких до суперзамороченных с подвесной системой пружинок, но я привыкла доверять самое ценное только проверенным брендам, которые в этом бизнесе уже многие десятки лет. Безусловно, речь идет о японских марках Arai и Shoei. Я пробовала ездить и в тех и в других, но в итоге остановилась на Shoei VFX- W, потому что он, во-первых, существенно интереснее по дизайну, что для меня как для девочки немаловажно, во-вторых, он легче и, в-третьих, у российских дистрибьюторов стоит значительно дешевле. Так что как в далеком 1999 году я принимала участие в своей первой гонке в шлеме Shoei, так и Дакар-2017 штурмовала в Shoei. За это время было много разных падений, от мелких и незначительных до серьезных, с переломом позвоночника и сваливающимся на голову тяжеленным раллийным мотоциклом, но всегда голова оставалась цела и невредима. При выборе шлема для меня крайне важен один критерий: если после того, как вы его надели, вам стало тепло, уютно, мягко и захотелось прямо в нем лечь спать, значит, это то, что нужно. Подкладка шлема должна плотно прилегать ко всей поверхности головы с приблизительно одинаковым давлением везде, кроме щек. Щеки обычно прижимает чуть сильнее, но главное — без фанатизма. Надев шлем, нужно потрясти головой и убедиться, что он не шевелится: если при тряске он сползает на глаза, то он вам велик, если же после некоторого времени вы начинаете чувствовать давление, то он вам мал.

7. Очки. Как это ни странно может показаться на первый взгляд, но очки в прямом смысле слова могут влиять на скорость. Очень важно, чтобы модель, которую вы выбрали, подходила под ваш шлем и под особенности вашего лица, потому что если вы выберете красивую топовую оправу, которая будет давить на переносицу или не будет плотно прилегать к лицу, пропуская ветер и песок, то вы однозначно не сможете нормально сконцентрироваться на гонке или тренировке. Подбираете очки первый раз? Обязательно возьмите с собой шлем! Еще одна важная деталь — это качество оптики. Не нужно быть профессором- офтальмологом, чтобы понять, насколько важно четкое изображение по всему периметру линзы плюс ее защитные свойства чтобы при падении или попадании камня она не разлеталась на мелкие острые куски. В принципе, у всех лидирующих в этой области мировых брендов с такими вещами все в порядке, поэтому выбирать надо исходя из личных пристрастий и, что очень важно, из возможности выбора и наличия линз под разные погодные условия. Лично я использую топовую модель бренда Oakley под названием Аirbrake, так как у нее очень хороший широкий обзор и совершенно потрясающие линзы с усилением контраста и четкости Prizm, которые работают как в солнечную, так и в пасмурную погоду, позволяя увидеть мельчайшие детали трассы. А еще суперприятный бонус — это новая система быстрой смены линз. Раньше я тратила на этот процесс минуты, чертыхаясь и заляпывая свежую линзу, а сейчас это занимает не больше 30 секунд.

8. Форма: штаны, джерси, перчатки. Этот раздел можно охарактеризовать двумя словами: качество и дизайн. По большому счету все равно, что надето на вас поверх защиты, лишь бы оно было красивым и прочным. Штаны должны сидеть достаточно плотно, но при этом не давить в поясе, особенно когда вы садитесь на мотоцикл, поэтому при примерке попробуйте присесть на корточки: если нигде не давит, значит, все отлично. Размер джерси подбирайте в зависимости от того, как вы собираетесь надевать защиту: снизу или сверху. Соответственно, если вы надеваете защиту сверху, то джерси не должно сильно на вас болтаться, если же защита будет внизу, то выбирайте размер посвободнее. Перчатки я всегда выбираю на полразмера меньше — таким образом, чтобы на расправленной руке с растопыренными пальцами они немного жали, а при скрученной ладони образовывали ровную поверхность без складок. И, конечно же, при всем при этом не забудьте подобрать все по возможности в одной цветовой гамме, потому что мотоспорт — это не только быстро и экстремально, но еще и красиво.

Анастасия Нифонтова

  • нет
0 комментариев

Оставить комментарий