О мембранах в экипировке

Наверняка вы обратили внимание, что если на одежде написано Gore-Tex то ценник вырастает едва ли не вдвое. В этой статье мы расскажем вам о мотоэкипировке с мембранами, о том как устроена такая мотоодежда, и почему чуда ждать не стоит, но иметь в своем мотогардеробе экип с мембраной полезно.

Начнем с Gore-Tex

Gore-tex это слой в ткани одежды. Представляет из себя тонкую фторопластовую (политетрафтоэтиленовую) пленку с высокой пористостью. Легенды вокруг этой ткани говорят что там большое количество дырочек. Я даже слышал, что не просто дырочек, а конусов, но на самом деле структура под микроскопом выглядит примерно вот так:

или вот так

то есть это не пленка с дырочками, а что-то вроде тонкого слоя ваты из фторопласта.
Что это дает?

Фторопласт из-за своей крайней неполярности отвратительно смачивается водой, вода просто собирается на нем шариками:

Кстати, такой же водоотталкивающий эффект появляется когда вы обрабатываете одежду спреями с содержанием фторопласта.
Благодаря такой несмачиваемости, а также тому что поры в материале чрезвычайно малы, Gore-tex стоически не пропускает сквозь себя воду, до достижения определенного давления. С другой стороны благодаря наличию тех же самых промежутков между волокнами, водяной пар имеет возможность просачиваться сквозь эти щелочки наружу, т.е. ткань с Gore-tex с одной стороны водостойка, а с другой все же «дышит», пусть дышит и не так хорошо, как обычные водопроницаемые ткани.

Как я говорил, сама плёночка тоненькая, и не прочная. Поэтому ее используют как слой в пироге
Сверху в мотоодежде обычно слой из износостойкого материала, чаще всего это Cordura — материал из нейлоновых нитей с полиуретановым покрытием или другого аналогичного материала
Снизу к нему подклеен слой мембраны Gore-Tex, которая затем защищается еще подкладочным слоем нейлоновой ткани. Дальше могут быть подкладки и т.п.

Таким образом мембрана защищается от механических повреждений.

Gore-Tex это одна из первыХ мембранных технологий и она очень успешна в коммерческом плане. Более того, не смотря на то что срок патента истек и на рынке появляются аналогичные материалы, Gore-Tex удерживает большую часть рынка, в том числе за счет жесткого лицензирования. Производители одежды понимая, что этикетка Gore-Tex позволяет не особо стесняясь поднять цену, безропотно платят компании и не используют конкурентные мембраны.

Gore-Tex относится к мембранам порового типа — с дырочками через которые отводится пар. Одним из недостатков этой технологии является то что эта мембрана работает пока она чистая и незасаленная.

Кроме того изделия с Gore-tex требуют нежного отношения, грамотного ремонта и правильного режима стирки.

Беспоровая мембрана Sympatex

Почти всех этих недостатков лишена беспоровая мембрана немецкого производства SympaTex. Как и Gore-tex, она является водонепроницаемой, ветрозащитной и паропроницаемой. Однако принцип ее работы иной. За счет своей структуры из сополимера полиэстера и полиэфира, это просто что-то вроде тонкого целлофана, который за счет адсорбции собирает пары воды снизу и выводит их на наружную часть где она испаряется. При этом вода снаружи может попасть внутрь только через швы или другие отверстия.


К сожалени найти в сети сколько-нибудь достоверные результаты испытаний лоб в лоб каких либо мембран мне не удалось, но в целом все они плюс-минус одинаковые.

Кроме упомянутых выше Gore-Tex и Sympatex вы можете встретить

eVent: Практически прямой аналог Gore-tex изготовленный из растянутого политетрафторэтилена.
Omni-Dry: проприетараная мембрана компании Columbia
NeoShell: Еще один конкурент Gore-Tex производимый компанией Polartec. Заявляет, что он самый дышаший водонепроницаемый материал на рынке, который не требует что бы для дыхания под мембраной стало совсем жарко.

Наверняка вы знаете и другие, но встретить их в мотоодежде можно крайне редко.

Подводя итоги.
Мембраны это не чудо. Да они хорошо защищают от дождя. Но до определенного предела, особенно если мы говорим о поровых материалах типа Gore-Tex.
Под мембраной ваш потообмен с окружающей действительностью не будет таким эффективным как в обычной одежде. Увы, за водостойкость надо платить.
Одежда с мембранами требует бережного отношения, соблюдения правил чистки и ремонта.
Поровые материалы типа Gore-Tex при засаливании и загрязнении резко теряют свою водостойкость и паропроницаемость.

Тем не менее использование одежды с мембранами полностью оправдывает себя в долгих путешествиях на мотоцикле, с большими перепадами температур и осадками.

Важно помнить
1. Мембрана не защищает вас от холода. Просто побочным её эффектом является ветрозащита, что препятствует уносу теплого воздуха из под одежды. Так что если холодно одним Гортексом сыт не будешь.
2. Мембрана работает в обе стороны. Т.е. если вода снаружи она не пустит ее внутрь. А если внутри — то наружу. Увы. Так же и водяным паром. Мембрана по законам термодинамики пропускает пар в направлении от того где его больше туда где его меньше. Так что если снаружи турецкая баня, то пар пойдет к вам :).

Очень хорошая и гораздо более подробная статья (даже излишне подробная) bask.ru/info/papers/membrane2.html

А у вас есть опыт использования экипа с мембранами? Поделитесь?

7 комментариев
avatar
Мембранного мото экипа нет, а туристического, рыболовного и зимне-спортивно-лыжного полно! Отличный шмот, если правильно подбирать под цели, с соблюдением «слоев».
avatar
Конечно нет!

это только с Gore-Tex и только на ревзилле.

А так конечно нет. Совсем.
avatar
:) Блин, я имел ввиду, что лично у меня его нет)) Исправлю сейчас…
avatar
А комменты низя исправлять
avatar
чойта нельзя, все можно
avatar
А, таки ви в этом смысле
avatar
А, я почему так написал… Т.к. последним предложением было: «А у вас есть опыт использования экипа с мембранами? Поделитесь?»… вот, я так и поделился… мото, нет а всего остального у меня дофига из мембраны.

Оставить комментарий